Польза грудничкового плавания: плюсы и минусы

Специалист:  Физиотерапевт
Стаж работы: 38 лет
Дата публикации: 11.08.2022
Время прочтения ~  5 мин.
4146

Детское грудничковое плавание или гидрокинезотерапия – одно из современных направлений физического развития малыша. Упражнения и гимнастика в воде способствуют укреплению мышечного корсета, улучшению работы дыхательной системы, общему становлению иммунитета. Кроме того, определенные элементы, которым обучают малышей, помогают сохранить врожденный рефлекс задержки дыхания, что защищает детей от случайного заглатывания воды и захлебывания.

Показания для грудничкового плавания

Абсолютно здоровому ребенку плавание и водная гимнастика нужны для общего развития, расслабления, закаливания. Вдвойне полезны занятия малышам, у которых имеются определенные патологии или отклонения. В их число входят:

  • отставание психомоторного развития;
  • мышечная гипотония;
  • нарушения в работе центральной нервной системы;
  • снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов;
  • хронические заболевания дыхательной системы в период ремиссии.

Противопоказаниями могут стать:

  • дерматологические заболевания;
  • острые респираторные инфекции;
  • обострение системных патологий;
  • судорожный синдром;
  • некоторые психоневрологические расстройства;
  • гидроцефалия.

Ограничениями являются также заключения со стороны детских специалистов: неврологов, педиатров, хирургов и т.д.

Плюсы и минусы грудничкового плавания

Вода – источник жизни, и ее благотворное воздействие на человеческий организм давно используется в лечебных целях, в рамках реабилитации после перенесенных заболеваний и травм.

Каждый родитель, собираясь водить ребенка на занятия по грудничковому плаванию, должен оценить все плюсы и определить возможные минусы. К несомненным достоинствам относятся:

  • установление тесной взаимосвязи между взрослыми и малышом;
  • обучение правильному контакту с водой;
  • стимуляция психомоторного развития;
  • укрепление мышечно-связочного аппарата и скелета;
  • стабилизация работы сердечно-сосудистой системы;
  • улучшение дыхательных функций;
  • совершенствование координации, чувства баланса;
  • положительное влияние на сон;
  • ускорение обмена веществ;
  • улучшение пищеварения;
  • предупреждение ожирения.

Некоторые специалисты полагают, что грудничковое плавание в бассейне не только приносит пользу для малышей, но и вредит здоровью, аргументируя свою позицию тем, что активные физические нагрузки в воде – источник стресса и эмоционального перевозбуждения. К минусам можно причислить необходимость регулярных занятий в одно и тоже время, что не всегда удается организовать родителям даже в домашних условиях. Условным недостатком можно считать вероятность заражения инфекционными и дерматологическими заболеваниями при групповых занятиях в общественных бассейнах, но, поскольку сегодня для посещения комплексов требуется допуск врачей и полное обследование, риски крайне малы.

Когда начинать занятия

Важно понять, что грудничковое плавание – метод общего физического развития и коррекции определенных нарушений, а не обучение стилям, навыкам подводного ныряния, дайвинга и т.д. Для спортивных целей набор детей в секции начинается не ранее 5–7 лет.

Ходить в бассейн с младенцем младше 3 месяцев нерационально, для первых занятий прекрасно подойдет большая ванна дома или маленький надувной бассейн. Посещать уроки нужно только в том случае, если родители хотят сохранить рефлекс задержки дыхания и освоить технику проныривания.

Оптимальным моментом становится период между 3 и 6 месяцами. В это время идет активное развитие физических навыков ребенка, он начинает осваивать перевороты, пытается сидеть, и плавание станет отличным способом укрепления мышц и связок.

При наличии медицинских показаний момент, с какого возраста начинать грудничковое плавание, определяет лечащий врач, назначающий гидрокинезотерапию.

Принципы грудничкового плавания

Для того, чтобы занятия с малышами в воде были безопасными, эффективными и полезными, необходимо соблюдать ряд правил, которые касаются как домашнего плавания, так и уроков в бассейнах с тренером.

  • Необходимо учитывать индивидуальные параметры ребенка: вес, рост, возраст, особенности здоровья, перенесенные заболевания, медицинские показания к грудничковому плаванию и т.д. Лучше всего перед началом занятий проконсультироваться с педиатром и узкими профильными специалистами.
  • Нужно соблюдать правило трех «П»: постепенность, планомерность, постоянность. Плавать нужно не менее 3–4 раз в неделю без учета гигиенических процедур, плавно увеличивать нагрузку, вводя новые упражнения, медленно снижать температуру воды, ориентируясь на поведение ребенка.
  • Купаться и плавать желательно в одно и то же время, следя при этом за тем, чтобы ребенок был сыт, бодр и доволен. Оптимально кормить детей за 1–1,5 часа до занятия.
  • Во время плавания нужно следить за состоянием и настроением ребенка, не допуская плача, крика. Если малыш испугался, лучше приостановить купание, подождать, пока он успокоится, чтобы не сформировать взаимосвязь между водой и страхами.
  • Не нужно плавать до упора: если заметно, что ребенок устал, лучше прекратить занятие.

Также важно учитывать поведение детей после плавания: если ребенок остается активным, бодрым, лучше всего проводить сеансы утром или днем. Если малыш после общения с водой становится сонливым, зевает, занятия стоит перенести на вечер, к тому же это будет способствовать более глубокому и спокойному сну.

Не надо также забывать про массаж и гимнастику после водных процедур: даже самые активные занятия в бассейне или ванне не заменят динамических нагрузок.

Источники

  • Григан С.А., Нещерет Н.Н. Влияние плавания на развитие и здоровье детей в раннем возрасте /287/ Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1.
  • Нуриманова, Ю. И. Плавание детей в возрасте до года (грудничковое плавание) / Ю. И. Нуриманова. — Текст: непосредственный /287/ Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198).
  • Еомаровский Е.О. здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. Клиником. 2012 г.
  • W. Michael Panneton. The Mammalian Diving Response: An Enigmatic Reflex to Preserve Life? Physiology (Bethesda). 2013 Sep; 28(5).