Найти врача

Развитие мелкой моторики у детей

Специалист: Логопед-дефектолог

  • Врачи
  • Цены

Развитие мелкой моторики у детей

«Идет коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ладушки» – забавные игры-потешки знают все с самого раннего детства. Их воспринимают, как игровой процесс, хотя по сути они являются ничем иным, как элементарным способом развития мелкой моторики у детей, которая играет огромную роль в дошкольном воспитании и подготовке к дальнейшему обучению.

Специалисты клиники «СМ-Доктор» приглашают жителей и гостей Москвы на комплексные занятия на развитие мелкой моторикидлядетей и родителей, начиная с 6-месячного возраста малыша. Терапия проводится в соответствии с современными рекомендациями с использованием безопасных наглядных материалов и методик при участии логопедов, детских психологов.

Что такое мелкая моторика

Под термином «мелкая моторика» понимают точные движения пальцев, запястий, кистей рук, а также пальцев и ступней ног. По сути – это правильным образом координированная работа нескольких составляющих: мышц, костных структур, зрения и головного мозга.

Доказано, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на формирование речевых функций, внимания, становление памяти, образного мышления и других проявлений высшей психической деятельности человека.

Этапы развития моторики у малышей

Сразу после рождения и на протяжении первых двух месяцев жизни движения младенца подчиняются только безусловным рефлексам. Наиболее выраженным из них и знакомым всем новоявленным родителям является хватательный рефлекс, когда малыш непроизвольно сжимает кулачок при прикосновении к ладони или попадании в руку предметов.

В возрасте от 2 до 6 месяцев начинают вырабатываться первые навыки двигательной координации, которая во многом зависит от зрения: ребенок совершает движения пальцами и руками, пытается тянуться вперед, когда некий объект оказывается в пределах видимости.

От 6 месяцев до года работа мышц, костей и зрительного аппарата совершенствуется, малыш начинает различать формы, размеры и цвета объектов, учится сидеть и даже пытается ходить, что становится резким толчком к развитию тонкой моторики. Ребенок осваивает пинцетный (тремя пальцами), а потом и щипковый (указательным и большим пальцем) захват, сообщает взрослым о своих желаниях движениями рук, указанием пальцев, иногда выражает эмоции с помощью жестикуляции.

После года и примерно до 2-летнего возраста дети уже не просто неосознанно хватают предметы, они их берут и целенаправленно изучают: рассматривают, трогают, гладят и даже пробуют на зуб. Малыши начинают понимать, что некоторые объекты тяжелые, другие легкие, одни мягкие и теплые, а другие твердые и холодные, запоминают свои ощущения и учатся контролировать прилагаемые усилия. Именно в этот период идет активное формирование мелкой моторики, он является наиболее благоприятным для начала развивающих занятий.

С 2 до 5–5,5 лет у дошкольников вырабатываются навыки динамического захвата, когда ребенок уже не просто берет и удерживает руками предмет, но и оперирует им (лепит шарик из пластилина, разрезает бумагу ножницами, рисует, стучит мячом об пол и т.д.).

Каждый из этапов формирования моторики рук подчиняется своим законам и проходит по индивидуальной схеме, и родительской задачей становится своевременная помощь малышу в освоении новых навыков.

Роль мелкой моторики в развитии детей

Правильная координация и умение в полной мере владеть руками в целом благоприятно влияет на формирование повседневных навыков, высших психических функций и даже на становление личности ребенка.

Развитая мелкая моторика рук у детей способствует:

  • хорошему воображению, визуальному и пространственному мышлению;
  • планированию, когда малыш учится анализировать свои действия и оценивать возможные последствия оных, а также понимать, что ему понадобится для достижения нужного результата;
  • развитию разговорной и письменной речи;
  • формированию кратковременной и долговременной памяти.

Полноценным образом работающая тонкая моторика помогает ребенку обучаться терпению, усидчивости, концентрации на определенных задачах.

Методы развития мелкой моторики

В домашних условиях не всегда удается полноценно заниматься с ребенком, особенно, если у него имеются какие-либо расстройства высших психических функций (дислексия, дисграфия, дизартрия, аутизм, задержка психоречевого развития). У взрослых порой просто не хватает времени и необходимых знаний для правильной помощи в формировании моторики рук.

Врачи клиники «СМ-Доктор» работают по эффективным методикам, созданным специально для стимулирования развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного и школьного возраста, которые направлены на ускоренное созревание центральной нервной системы. В их число входят:

  • пальчиковая гимнастика с использованием стихов, потешек, сказок, народных песен;
  • массаж кистей, ладоней и пальцев;
  • различные пальчиковые игры без предметов и со специальными атрибутами;
  • лепка, работа со штампами;
  • развитие тактильных ощущений с помощью определения предметов наощупь без визуального контроля;
  • взаимодействие с природными материалами, предметами домашнего обихода, водой;
  • рисование произвольное, по трафаретам, пунктирное;
  • раскрашивание картинок;
  • обучение владению письменными принадлежностями;
  • игры с конструкторами, пазлами, бисером, другими мелкими предметами;
  • вышивание;
  • создание оригами;
  • дидактические игры.

Наши врачи одновременно учат детей повседневным привычкам, которые пригодятся им в будущем: шнуровке, завязыванию и развязыванию узлов, нанизыванию бусин на веревку, складыванию башен и предметов один в другой, штриховке, вырезанию фигур и многому другому. Проводится также работа по становлению навыков правильного распределения мышечной нагрузки, чередованию силового напряжения и последующего расслабления, что благотворно сказывается на мышечном тонусе и координации.

В зависимости от особенностей физического и психического здоровья детей к коррекции мелкой моторики привлекаются неврологи, педиатры, психологи, логопеды и другие специалисты.

Мы уверены, что процесс формирования двигательных навыков рук и ног не должен являться чисто механической тренировкой, поэтому вовлекаем детей в настоящую творческую работу даже при выполнении простейших задач. Заинтересованность, увлеченность, осознанность ребенка помогают одновременно стимулировать как мелкую моторику, так и когнитивные функции ЦНС, то есть способность воспринимать, анализировать, запоминать и передавать полученную информацию.

Систематические правильные упражнения на владение руками являются отличным средством для повышения работоспособности головного мозга в целом, что положительно сказывается на формировании связной разговорной и письменной речи, внимания, памяти, умения мыслить логически и творчески. Занятия также помогают ребенку быстрее освоить навыки самообслуживания, приучают к самостоятельной постановке и решению задач, поиску верных умозаключений.

Звоните, записывайтесь на консультацию через сайт, чтобы получить квалифицированную психолого-педагогическую и логопедическую помощь в Москве, а также узнать больше о способах развития детей дошкольного и школьного возраста.

Наименование услуги Цена (руб.)
Первичная диагностическая консультация логопеда (продолжительность до 60 мин) 2 300
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин) 1 500
Консультация логопеда-дефектолога, кандидата медицинских наук 2 600
Консультация логопеда-дефектолога, доктора медицинских наук 3 800
Услуги детского отделения в городе Солнечногорске оказываются со скидкой 15% от указанных в прайс-листе цен

Врачи ведут прием в следующих клиниках:
Записаться на прием
  • Запись через сайт является предварительной.
    Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии

Позвонить
Заказать звонок