Дисграфия у детей (нарушение письма)
Общая информация
Малыши, начавшие постигать азы письменной речи, стараются писать аккуратно, выводить каждую линию, но на деле получается не всегда красиво: дошкольники пишут неразборчиво, неровно, теряют буквы и целые слоги. У большинства детей по мере накопления опыта, практических упражнений и узнавания правил русского языка такие проблемы исчезают, но некоторые продолжают изо дня в день сталкиваться с одинаковыми ошибками. Специалисты в таком случае говорят о дисграфии – расстройстве письменной речи у младших дошкольников, которое характеризуется стойким повторением одних и тех же неточностей при написании слов, предложений и текстов. Специалисты детского отделения «СМ-Клиника» проводят диагностику и поиск причин этой проблемы, а также комплексные занятия, направленные на ее коррекцию.
Дисграфия обусловлена нарушениями в работе высшей психической деятельности, когда определенные функции недоразвиты, повреждены или отсутствуют совсем. Расстройство проявляется в виде систематических фонетических, грамматических и синтаксических ошибок при написании текста, при этом оно совершенно не зависит от уровня грамотности ребенка и знаний правил русского языка.
Дисграфия мешает школьникам учиться, осваивать новый материал, а каждая контрольная работа по русскому языку превращается в испытание. Дети с такими нарушениями начинают чувствовать себя неуверенно, что в дальнейшем сказывается на уровне самооценки и общем психическом здоровье. Самостоятельно дисграфия не проходит, она требует направленной коррекции, регулярной работы с логопедами, педагогами, психологами, поскольку нередко протекает на фоне других речевых расстройств (алалии, дислексии, афазии).


Причины
Письмо является многоуровневым процессом, при котором задействованы сразу несколько составляющих: зрительная, слуховая, речевая и двигательная системы. Когда взаимодействие разлажено, отсутствует координация между системами, возникают стойкие нарушения, характеризующиеся не только расстройством письменной, но и устной речи.
Причины дисграфии у младших школьников и подростков можно разделить на две подгруппы: органические и социально-психологические. К органическим относятся:
- различные поражения головного мозга, возникшие в пренатальном периоде или в первые месяцы жизни;
- инфекции, перенесенные плодом во время внутриутробного развития;
- вредные привычки матери в период вынашивания ребенка (активное курение, алкогольные возлияния, употребление запрещенных препаратов);
- нерациональное или неправильное использование сильнодействующих лекарственных средств матерью во время беременности;
- родовые травмы, повлекшие за собой механическое повреждение головного мозга, асфиксию;
- недоношенность;
- перенесенные инфекционные заболевания, затрагивающие ЦНС и головной мозг (менингит, энцефалит);
- тяжелые, с длительным лечением соматические болезни, вызывающие в результате нервное и физическое истощение малыша.
Специалисты указывают наследственный фактор, как распространенную причину развития дисграфии у дошкольников и учеников начальных классов, а также различные заболевания, сопряженные с поражением центральной нервной, зрительной и слуховой систем. В число малышей, склонных к развитию письменных нарушений, входят также дети, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой рук.
К социально-психологическим причинам возникновения дисграфии относятся:
- общение внутри семьи и в ближайшем окружении ребенка на нескольких языках;
- представленность малыша самому себе, когда родители и другие близкие родственники не занимаются общим физическим и умственным развитием ребенка, невнимание к речевым ошибкам (педагогическая запущенность);
- недостаток речевого общения;
- преждевременное или сильно запоздавшее обучение грамоте, чтению, навыкам письма;
- нестабильная психологическая обстановка в семье (алкоголизм и наркомания родителей, частые скандалы между мамой и папой, физическое насилие по отношению к ребенку).
Логопеды также одним из обстоятельств, способных влиять на речевое развитие ребенка, считают постоянное использование при разговоре с малышами уменьшительно-ласкательных вариантов слов, намеренное смягчение твердых звуков, которое в народе называется сюсюканьем.
Виды
С учетом характера нарушений выделяют следующие виды дисграфии у малышей и младших школьников:
- аграмматическую, обусловленную недоразвитым лексико-грамматически уровнем, когда ребенок путает падежи, суффиксы, рода, неправильно употребляет окончания и склонения;
- артикуляторно-акустическую, связанную с нарушениями артикуляции, звуковоспроизведения и слухового восприятия;
- акустическую, вызванную неправильным распознаванием фонем на слух, когда малыш путает парные звуки и меняет, например, «З» на «С», «Д» на «Т»;
- оптическую, причиной которой является недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, и тогда ребенок теряет часть буквы (например, вместо «Ш» пишет «И») или добавляет к символам несуществующие элементы;
- дисграфию, обусловленную несовершенством анализа и синтеза, когда дети меняют местами окончания и начала слов, путают слоги, переставляют или пропускают буквы.
В изолированной форме каждый из видов расстройства встречается крайне редко, в большинстве случаев у школьников наблюдается смешанный тип патологии, при этом причины могут быть как органическими, так и социально-психологическими одновременно.
Симптомы
Основной признак расстройства письменной речи – типичные, повторяющиеся при каждом написании ошибки, которые ребенок допускает неосознанно, даже зная правила русского языка и правильность написания букв. Наиболее яркими признаками дисграфии у детей являются:
- смешение/замена графически похожих символов («ш-щ», «м-л», «и-ш») или схожих фонетически («д-т», «б-п», «ж-ш»);
- изменение структуры слова или предложения, когда ребенок меняет местами слоги, отдельные буквы, переставляет целые слова во фразе, добавляет в словосочетания несуществующие буквы и звуки или, напротив, теряет их («табурет» – «бутарет», «мальчик» – «малчик», «собака» – «сбака»);
- нарушение порядка написания слов с предлогами и приставками, когда ученик некорректно разделяет слова или добавляет к ним ненужные символы (например, «и-дут», «по-дойти»);
- несогласованность слов в предложении при написании и устной речи, например, «большойгора», «смешная мальчик», «строгий учительница».
Вместе с характерными ошибками при письме признаками дисграфии у младших школьников могут быть:
- медлительность при написании;
- различные колебания регистра и наклона букв;
- смещение строк, когда слова постепенно съезжают вниз или поднимаются выше нужного уровня даже при написании по линейкам;
- замена прописных символов строчными или наоборот;
- неразборчивый, кривой почерк.
Могут также наблюдаться некоторые неврологические симптомы: проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, задержки речевого развития, невнимательность, трудности с концентрацией, снижение работоспособности, плохое запоминание материала на слух и визуально.
Диагностика
Обследование при нарушениях письменной и разговорной речи проводится максимально полное, включающее как психолого-логопедические, так и медицинские методы диагностики. В первую очередь специалисты стремятся выявить причину расстройства. Для этого необходимо:
- изучить особенности внутриутробного развития ребенка, его первых месяцев и лет жизни;
- оценить общее неврологическое, физическое и психическое здоровье юного пациента;
- собрать полную информацию о перенесенных травмах и заболеваниях, патологиях ближайших родственников;
- изучить образ жизни школьника, его окружение, эмоциональную обстановку в семье.
Основная задача диагностики – разделение нарушений, вызванных реальной патологией, и симптомов, спровоцированных элементарным отсутствием знаний, что играет решающую роль в выборе схемы коррекции.
В комплекс обследований могут входить:
- консультации невролога, офтальмолога, эндокринолога, детского психиатра;
- осмотр сурдолога и отоларинголога;
- инструментальные методики диагностики (электроэнцефалограия, МРТ, дуплескное сканирование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника).
Психолого-логопедическая оценка направлена:
- на изучение и анализ письменных работ;
- на оценку общего речевого развития;
- на определение уровня развития артикуляционного аппарата;
- на оценку объема словарного запаса;
- на анализ звукопроизношения, слухового восприятия и разделения фонем, грамматических навыков.
Дополнительно специалисты проводят ряд практических тестов, заключающихся в списывании печатного, рукописного текста, написании предложений после слухового прослушивания. Ребенку также предлагают письменно описать картинку, разделить слово на слоги, выделить структуру предложения и т.д.
На основании проведенного комплекса исследований логопеды-дефектологи подбирают наиболее оптимальную программу коррекции в зависимости от характера ошибок, степени проявления письменного расстройства и других параметров нарушений.


Терапия дисграфии у детей
Коррекция высших психических функций – достаточно длительный процесс, требующий внимания, терпения не только от самого ребенка, но и от его родителей. Правильная психологическая поддержка взрослых и систематические занятия со специалистами – залог полного устранения дисграфии.
Современные подходы предполагают одновременную работу сразу в нескольких направлениях. Основными задачами являются:
- расширение словарного запаса;
- восполнение дефицита речевого общения;
- устранение социальных факторов, способствующих прогрессированию дисграфии;
- улучшение звукопроизношения и функционирования артикуляционного аппарата;
- обучение фонематическому анализу и синтезу, грамматическим основам русского языка;
- развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, памяти, умения концентрироваться;
- улучшение навыков письменной и устной речи с помощью практических упражнений.
При наличии патологий общего характера профильные специалисты назначают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, реабилитационные процедуры, поддерживающую терапию.
Профилактика
Предотвратить развитие письменных и речевых нарушений можно задолго до начала школьной программы. Для этого родителям необходимо:
- внимательно относиться к своему здоровью на этапах планирования будущего ребенка;
- исключить вредные привычки матери во время беременности, проводить профилактику инфекционных заболеваний;
- не перегружать дошкольников развивающими занятиями, кружками, дополнительными классами;
- уделять достаточно внимания домашнему обучению азам русского языка, показывать ребенку буквы, учить правильно выговаривать слова;
- следить за устной речью малыша, своевременно исправляя речевые ошибки;
- не допускать дефицита общения: читать малышу, рассказывать истории, стимулировать его разговорные навыки;
- не коверкать слова при общении с маленьким ребенком, злоупотребляя сюсюканьем.
Родителям также нужно своевременно приводить малыша на медицинские обследования, не игнорировать меры профилактики опасных инфекционных заболеваний, уделять достаточно внимания общему физическому развитию и улучшению мелкой моторики рук.
Если у вашего ребенка имеются явные проблемы с письменной речью, и они не проходят по мере оттачивания навыков, не затягивайте с обращением к специалисту. Логопеды и врачи детского отделения «СМ-Клиника» обследуют маленького пациента и назначат специальные занятия для коррекции проблемы.

