Найти врача

Дисграфия у детей (нарушение письма)

Содержание:
Что такое дисграфия у детей
Причины
Виды
Симптомы
Диагностика
Терапия дисграфии у детей
Профилактика

Малыши, начавшие постигать азы письменной речи, стараются писать аккуратно, выводить каждую линию, но на деле получается не всегда красиво: дошкольники пишут неразборчиво, неровно, теряют буквы и целые слоги. У большинства детей по мере накопления опыта, практических упражнений и узнавания правил русского языка такие проблемы исчезают, но некоторые продолжают изо дня в день сталкиваться с одинаковыми ошибками. Специалисты в таком случае говорят о дисграфии – расстройстве письменной речи у младших дошкольников, которое характеризуется стойким повторением одних и тех же неточностей при написании слов, предложений и текстов. Специалисты клиники «СМ-Доктор» проводят диагностику и поиск причин этой проблемы, а также комплексные занятия, направленные на ее коррекцию.

Что такое дисграфия у детей

Дисграфия обусловлена нарушениями в работе высшей психической деятельности, когда определенные функции недоразвиты, повреждены или отсутствуют совсем. Расстройство проявляется в виде систематических фонетических, грамматических и синтаксических ошибок при написании текста, при этом оно совершенно не зависит от уровня грамотности ребенка и знаний правил русского языка.

Дисграфия мешает школьникам учиться, осваивать новый материал, а каждая контрольная работа по русскому языку превращается в испытание. Дети с такими нарушениями начинают чувствовать себя неуверенно, что в дальнейшем сказывается на уровне самооценки и общем психическом здоровье. Самостоятельно дисграфия не проходит, она требует направленной коррекции, регулярной работы с логопедами, педагогами, психологами, поскольку нередко протекает на фоне других речевых расстройств (алалии, дислексии, афазии).

Причины

Письмо является многоуровневым процессом, при котором задействованы сразу несколько составляющих: зрительная, слуховая, речевая и двигательная системы. Когда взаимодействие разлажено, отсутствует координация между системами, возникают стойкие нарушения, характеризующиеся не только расстройством письменной, но и устной речи.

Причины дисграфии у младших школьников и подростков можно разделить на две подгруппы: органические и социально-психологические. К органическим относятся:

  • различные поражения головного мозга, возникшие в пренатальном периоде или в первые месяцы жизни;
  • инфекции, перенесенные плодом во время внутриутробного развития;
  • вредные привычки матери в период вынашивания ребенка (активное курение, алкогольные возлияния, употребление запрещенных препаратов);
  • нерациональное или неправильное использование сильнодействующих лекарственных средств матерью во время беременности;
  • родовые травмы, повлекшие за собой механическое повреждение головного мозга, асфиксию;
  • недоношенность;
  • перенесенные инфекционные заболевания, затрагивающие ЦНС и головной мозг (менингит, энцефалит);
  • тяжелые, с длительным лечением соматические болезни, вызывающие в результате нервное и физическое истощение малыша.

Специалисты указывают наследственный фактор, как распространенную причину развития дисграфии у дошкольников и учеников начальных классов, а также различные заболевания, сопряженные с поражением центральной нервной, зрительной и слуховой систем. В число малышей, склонных к развитию письменных нарушений, входят также дети, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой рук.

К социально-психологическим причинам возникновения дисграфии относятся:

  • общение внутри семьи и в ближайшем окружении ребенка на нескольких языках;
  • представленность малыша самому себе, когда родители и другие близкие родственники не занимаются общим физическим и умственным развитием ребенка, невнимание к речевым ошибкам (педагогическая запущенность);
  • недостаток речевого общения;
  • преждевременное или сильно запоздавшее обучение грамоте, чтению, навыкам письма;
  • нестабильная психологическая обстановка в семье (алкоголизм и наркомания родителей, частые скандалы между мамой и папой, физическое насилие по отношению к ребенку).

Логопеды также одним из обстоятельств, способных влиять на речевое развитие ребенка, считают постоянное использование при разговоре с малышами уменьшительно-ласкательных вариантов слов, намеренное смягчение твердых звуков, которое в народе называется сюсюканьем.

Виды

С учетом характера нарушений выделяют следующие виды дисграфии у малышей и младших школьников:

  • аграмматическую, обусловленную недоразвитым лексико-грамматически уровнем, когда ребенок путает падежи, суффиксы, рода, неправильно употребляет окончания и склонения;
  • артикуляторно-акустическую, связанную с нарушениями артикуляции, звуковоспроизведения и слухового восприятия;
  • акустическую, вызванную неправильным распознаванием фонем на слух, когда малыш путает парные звуки и меняет, например, «З» на «С», «Д» на «Т»;
  • оптическую, причиной которой является недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, и тогда ребенок теряет часть буквы (например, вместо «Ш» пишет «И») или добавляет к символам несуществующие элементы;
  • дисграфию, обусловленную несовершенством анализа и синтеза, когда дети меняют местами окончания и начала слов, путают слоги, переставляют или пропускают буквы.

В изолированной форме каждый из видов расстройства встречается крайне редко, в большинстве случаев у школьников наблюдается смешанный тип патологии, при этом причины могут быть как органическими, так и социально-психологическими одновременно.

Симптомы

Симптомы Дисграфия у детей (нарушение письма)

Основной признак расстройства письменной речи – типичные, повторяющиеся при каждом написании ошибки, которые ребенок допускает неосознанно, даже зная правила русского языка и правильность написания букв. Наиболее яркими признаками дисграфии у детей являются:

  • смешение/замена графически похожих символов («ш-щ», «м-л», «и-ш») или схожих фонетически («д-т», «б-п», «ж-ш»);
  • изменение структуры слова или предложения, когда ребенок меняет местами слоги, отдельные буквы, переставляет целые слова во фразе, добавляет в словосочетания несуществующие буквы и звуки или, напротив, теряет их («табурет» – «бутарет», «мальчик» – «малчик», «собака» – «сбака»);
  • нарушение порядка написания слов с предлогами и приставками, когда ученик некорректно разделяет слова или добавляет к ним ненужные символы (например, «и-дут», «по-дойти»);
  • несогласованность слов в предложении при написании и устной речи, например, «большой гора», «смешная мальчик», «строгий учительница».

Вместе с характерными ошибками при письме признаками дисграфии у младших школьников могут быть:

  • медлительность при написании;
  • различные колебания регистра и наклона букв;
  • смещение строк, когда слова постепенно съезжают вниз или поднимаются выше нужного уровня даже при написании по линейкам;
  • замена прописных символов строчными или наоборот;
  • неразборчивый, кривой почерк.

Могут также наблюдаться некоторые неврологические симптомы: проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, задержки речевого развития, невнимательность, трудности с концентрацией, снижение работоспособности, плохое запоминание материала на слух и визуально.

Диагностика

Обследование при нарушениях письменной и разговорной речи проводится максимально полное, включающее как психолого-логопедические, так и медицинские методы диагностики. В первую очередь специалисты стремятся выявить причину расстройства. Для этого необходимо:

  • изучить особенности внутриутробного развития ребенка, его первых месяцев и лет жизни;
  • оценить общее неврологическое, физическое и психическое здоровье юного пациента;
  • собрать полную информацию о перенесенных травмах и заболеваниях, патологиях ближайших родственников;
  • изучить образ жизни школьника, его окружение, эмоциональную обстановку в семье.

Основная задача диагностики – разделение нарушений, вызванных реальной патологией, и симптомов, спровоцированных элементарным отсутствием знаний, что играет решающую роль в выборе схемы коррекции.

В комплекс обследований могут входить:

  • консультации невролога, офтальмолога, эндокринолога, детского психиатра;
  • осмотр сурдолога и отоларинголога;
  • инструментальные методики диагностики (электроэнцефалограия, МРТ, дуплескное сканирование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника).

Психолого-логопедическая оценка направлена:

  • на изучение и анализ письменных работ;
  • на оценку общего речевого развития;
  • на определение уровня развития артикуляционного аппарата;
  • на оценку объема словарного запаса;
  • на анализ звукопроизношения, слухового восприятия и разделения фонем, грамматических навыков.

Дополнительно специалисты проводят ряд практических тестов, заключающихся в списывании печатного, рукописного текста, написании предложений после слухового прослушивания. Ребенку также предлагают письменно описать картинку, разделить слово на слоги, выделить структуру предложения и т.д.

На основании проведенного комплекса исследований логопеды-дефектологи подбирают наиболее оптимальную программу коррекции в зависимости от характера ошибок, степени проявления письменного расстройства и других параметров нарушений.

Терапия дисграфии у детей

Терапия дисграфии у детей

Коррекция высших психических функций – достаточно длительный процесс, требующий внимания, терпения не только от самого ребенка, но и от его родителей. Правильная психологическая поддержка взрослых и систематические занятия со специалистами – залог полного устранения дисграфии.

Современные подходы предполагают одновременную работу сразу в нескольких направлениях. Основными задачами являются:

При наличии патологий общего характера профильные специалисты назначают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, реабилитационные процедуры, поддерживающую терапию.

Профилактика

Предотвратить развитие письменных и речевых нарушений можно задолго до начала школьной программы. Для этого родителям необходимо:

  • внимательно относиться к своему здоровью на этапах планирования будущего ребенка;
  • исключить вредные привычки матери во время беременности, проводить профилактику инфекционных заболеваний;
  • не перегружать дошкольников развивающими занятиями, кружками, дополнительными классами;
  • уделять достаточно внимания домашнему обучению азам русского языка, показывать ребенку буквы, учить правильно выговаривать слова;
  • следить за устной речью малыша, своевременно исправляя речевые ошибки;
  • не допускать дефицита общения: читать малышу, рассказывать истории, стимулировать его разговорные навыки;
  • не коверкать слова при общении с маленьким ребенком, злоупотребляя сюсюканьем.

Родителям также нужно своевременно приводить малыша на медицинские обследования, не игнорировать меры профилактики опасных инфекционных заболеваний, уделять достаточно внимания общему физическому развитию и улучшению мелкой моторики рук.

Если у вашего ребенка имеются явные проблемы с письменной речью, и они не проходят по мере оттачивания навыков, не затягивайте с обращением к специалисту. Логопеды и врачи клиники «СМ-Доктор» обследуют маленького пациента и назначат специальные занятия для коррекции проблемы.


Врачи:

Записаться на прием
Запись через сайт является предварительной.
Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии

Позвонить
Заказать звонок