Дисграфия у детей (нарушение письма)

Лечением данного заболевания занимается логопед-дефектолог

Общая информация

Малыши, начавшие постигать азы письменной речи, стараются писать аккуратно, выводить каждую линию, но на деле получается не всегда красиво: дошкольники пишут неразборчиво, неровно, теряют буквы и целые слоги. У большинства детей по мере накопления опыта, практических упражнений и узнавания правил русского языка такие проблемы исчезают, но некоторые продолжают изо дня в день сталкиваться с одинаковыми ошибками. Специалисты в таком случае говорят о дисграфии – расстройстве письменной речи у младших дошкольников, которое характеризуется стойким повторением одних и тех же неточностей при написании слов, предложений и текстов.

Дисграфия обусловлена нарушениями в работе высшей психической деятельности, когда определенные функции недоразвиты, повреждены или отсутствуют совсем. Расстройство проявляется в виде систематических фонетических, грамматических и синтаксических ошибок при написании текста, при этом оно совершенно не зависит от уровня грамотности ребенка и знаний правил русского языка.

Дисграфия мешает школьникам учиться, осваивать новый материал, а каждая контрольная работа по русскому языку превращается в испытание. Дети с такими нарушениями начинают чувствовать себя неуверенно, что в дальнейшем сказывается на уровне самооценки и общем психическом здоровье. Самостоятельно дисграфия не проходит, она требует направленной коррекции, регулярной работы с логопедами, педагогами, психологами, поскольку нередко протекает на фоне других речевых расстройств (алалии, дислексии, афазии).

Причины развития дисграфии у детей

Письмо является многоуровневым процессом, при котором задействованы сразу несколько составляющих: зрительная, слуховая, речевая и двигательная системы. Когда взаимодействие разлажено, отсутствует координация между системами, возникают стойкие нарушения, характеризующиеся не только расстройством письменной, но и устной речи.

Причины дисграфии у младших школьников и подростков можно разделить на две подгруппы: органические и социально-психологические. К органическим относятся:

  • различные поражения головного мозга, возникшие в пренатальном периоде или в первые месяцы жизни;
  • инфекции, перенесенные плодом во время внутриутробного развития;
  • вредные привычки матери в период вынашивания ребенка (активное курение, алкогольные возлияния, употребление запрещенных препаратов);
  • нерациональное или неправильное использование сильнодействующих лекарственных средств матерью во время беременности;
  • родовые травмы, повлекшие за собой механическое повреждение головного мозга, асфиксию;
  • недоношенность;
  • перенесенные инфекционные заболевания, затрагивающие ЦНС и головной мозг (менингит, энцефалит);
  • тяжелые, с длительным лечением соматические болезни, вызывающие в результате нервное и физическое истощение малыша.

Специалисты указывают наследственный фактор, как распространенную причину развития дисграфии у дошкольников и учеников начальных классов, а также различные заболевания, сопряженные с поражением центральной нервной, зрительной и слуховой систем. В число малышей, склонных к развитию письменных нарушений, входят также дети, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой рук.

К социально-психологическим причинам возникновения дисграфии относятся:

  • общение внутри семьи и в ближайшем окружении ребенка на нескольких языках;
  • представленность малыша самому себе, когда родители и другие близкие родственники не занимаются общим физическим и умственным развитием ребенка, невнимание к речевым ошибкам (педагогическая запущенность);
  • недостаток речевого общения;
  • преждевременное или сильно запоздавшее обучение грамоте, чтению, навыкам письма;
  • нестабильная психологическая обстановка в семье (алкоголизм и наркомания родителей, частые скандалы между мамой и папой, физическое насилие по отношению к ребенку).

Логопеды также одним из обстоятельств, способных влиять на речевое развитие ребенка, считают постоянное использование при разговоре с малышами уменьшительно-ласкательных вариантов слов, намеренное смягчение твердых звуков, которое в народе называется сюсюканьем.

Виды дисграфии

С учетом характера нарушений выделяют следующие виды дисграфии у малышей и младших школьников:

  • аграмматическую, обусловленную недоразвитым лексико-грамматически уровнем, когда ребенок путает падежи, суффиксы, рода, неправильно употребляет окончания и склонения;
  • артикуляторно-акустическую, связанную с нарушениями артикуляции, звуковоспроизведения и слухового восприятия;
  • акустическую, вызванную неправильным распознаванием фонем на слух, когда малыш путает парные звуки и меняет, например, «З» на «С», «Д» на «Т»;
  • оптическую, причиной которой является недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, и тогда ребенок теряет часть буквы (например, вместо «Ш» пишет «И») или добавляет к символам несуществующие элементы;
  • дисграфию, обусловленную несовершенством анализа и синтеза, когда дети меняют местами окончания и начала слов, путают слоги, переставляют или пропускают буквы. 

В изолированной форме каждый из видов расстройства встречается крайне редко, в большинстве случаев у школьников наблюдается смешанный тип патологии, при этом причины могут быть как органическими, так и социально-психологическими одновременно.

Симптомы дисграфии у детей

Основной признак расстройства письменной речи – типичные, повторяющиеся при каждом написании ошибки, которые ребенок допускает неосознанно, даже зная правила русского языка и правильность написания букв. Наиболее яркими признаками дисграфии у детей являются:

  • смешение/замена графически похожих символов («ш-щ», «м-л», «и-ш») или схожих фонетически («д-т», «б-п», «ж-ш»);
  • изменение структуры слова или предложения, когда ребенок меняет местами слоги, отдельные буквы, переставляет целые слова во фразе, добавляет в словосочетания несуществующие буквы и звуки или, напротив, теряет их («табурет» – «бутарет», «мальчик» – «малчик», «собака» – «сбака»);
  • нарушение порядка написания слов с предлогами и приставками, когда ученик некорректно разделяет слова или добавляет к ним ненужные символы (например, «и-дут», «по-дойти»);
  • несогласованность слов в предложении при написании и устной речи, например, «большойгора», «смешная мальчик», «строгий учительница».

Вместе с характерными ошибками при письме признаками дисграфии у младших школьников могут быть:

  • медлительность при написании;
  • различные колебания регистра и наклона букв;
  • смещение строк, когда слова постепенно съезжают вниз или поднимаются выше нужного уровня даже при написании по линейкам;
  • замена прописных символов строчными или наоборот;
  • неразборчивый, кривой почерк.

Могут также наблюдаться некоторые неврологические симптомы: проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, задержки речевого развития, невнимательность, трудности с концентрацией, снижение работоспособности, плохое запоминание материала на слух и визуально.

Диагностика дисграфии у детей

Обследование при нарушениях письменной и разговорной речи проводится максимально полное, включающее как психолого-логопедические, так и медицинские методы диагностики. В первую очередь специалисты стремятся выявить причину расстройства. Для этого необходимо:

  • изучить особенности внутриутробного развития ребенка, его первых месяцев и лет жизни;
  • оценить общее неврологическое, физическое и психическое здоровье юного пациента;
  • собрать полную информацию о перенесенных травмах и заболеваниях, патологиях ближайших родственников;
  • изучить образ жизни школьника, его окружение, эмоциональную обстановку в семье.

Основная задача диагностики – разделение нарушений, вызванных реальной патологией, и симптомов, спровоцированных элементарным отсутствием знаний, что играет решающую роль в выборе схемы коррекции.

В комплекс обследований могут входить:

  • консультации невролога, офтальмолога, эндокринолога, детского психиатра;
  • осмотр сурдолога и отоларинголога;
  • инструментальные методики диагностики (электроэнцефалограия, МРТ, дуплескное сканирование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника).

Психолого-логопедическая оценка направлена:

  • на изучение и анализ письменных работ;
  • на оценку общего речевого развития;
  • на определение уровня развития артикуляционного аппарата;
  • на оценку объема словарного запаса;
  • на анализ звукопроизношения, слухового восприятия и разделения фонем, грамматических навыков.

Дополнительно специалисты проводят ряд практических тестов, заключающихся в списывании печатного, рукописного текста, написании предложений после слухового прослушивания. Ребенку также предлагают письменно описать картинку, разделить слово на слоги, выделить структуру предложения и т.д.

На основании проведенного комплекса исследований логопеды-дефектологи подбирают наиболее оптимальную программу коррекции в зависимости от характера ошибок, степени проявления письменного расстройства и других параметров нарушений.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Экспертное мнение врача

При своевременном обращении за помощью к логопедам и дефектологам с дисграфией в большинстве случаев удается успешно справиться. В дальнейшем ребенок если и будет испытывать некоторые трудности с освоением материала в письменной форме, то они окажутся незначительными. Главное – сразу обращаться к специалистам при малейшем подозрении на нарушения. Первыми признаками могут быть повторяющиеся ошибки при написании одних и тех же слов, пропуски букв при письме и в устной речи, замена схожих по звучанию симптомов и т.д. Вполне возможно, что ошибки ребенок допускает намеренно, например, копируя манеру взрослых или героя из мультика, но проверка не будет лишней. При коррекции дисграфии родителям очень важно правильно поддерживать ребенка, не оказывать сильное давление, не ругать и не наказывать. Нужно терпеливо объяснять детям ошибки, тесно взаимодействовать с логопедами, дефектологами, педагогами и другими специалистами.

Клоновец Оксана Владимировна
Логопед-дефектолог

Лечение дисграфии у детей

Коррекция высших психических функций – достаточно длительный процесс, требующий внимания, терпения не только от самого ребенка, но и от его родителей. Правильная психологическая поддержка взрослых и систематические занятия со специалистами – залог полного устранения дисграфии.

Современные подходы предполагают одновременную работу сразу в нескольких направлениях. Основными задачами являются:

При наличии патологий общего характера профильные специалисты назначают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, реабилитационные процедуры, поддерживающую терапию.

Профилактика дисграфии у дошкольников

Предотвратить развитие письменных и речевых нарушений можно задолго до начала школьной программы. Для этого родителям необходимо:

  • внимательно относиться к своему здоровью на этапах планирования будущего ребенка;
  • исключить вредные привычки матери во время беременности, проводить профилактику инфекционных заболеваний;
  • не перегружать дошкольников развивающими занятиями, кружками, дополнительными классами;
  • уделять достаточно внимания домашнему обучению азам русского языка, показывать ребенку буквы, учить правильно выговаривать слова;
  • следить за устной речью малыша, своевременно исправляя речевые ошибки;
  • не допускать дефицита общения: читать малышу, рассказывать истории, стимулировать его разговорные навыки;
  • не коверкать слова при общении с маленьким ребенком, злоупотребляя сюсюканьем.

Родителям также нужно своевременно приводить малыша на медицинские обследования, не игнорировать меры профилактики опасных инфекционных заболеваний, уделять достаточно внимания общему физическому развитию и улучшению мелкой моторики рук.

Вопросы и ответы

Бабушка постоянно проглатывает окончания в словах, а ребенок за ней повторяет. Это опасно?

В какой-то мере да, если малыш не слышит и не видит другого примера. Нужно объяснить ребенку, как говорить правильно, почему это важно, возможно, сходить на прием к детскому логопеду.

Может ли ребенок с дисграфией обучаться в обычной школе по стандартной программе?

Да, если нарушения некритичные и работа по коррекции заболевания активно проводится.

Чем опасна дисграфия?

Нарушения письменной речи помешают ребенку в полном объеме осваивать учебный материал. Он будет отставать от сверстников, нуждаться в дополнительных занятиях, что негативно скажется на самооценке и самоуверенности. При наличии других нарушений, например, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, в будущем ребенок может стать неконтактным, что потребует помощи врача-психиатра.

Источники

Бахтиярова Ш. ДИСГРАФИЯ - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ // Экономика и социум. 2021. №11-1 (90).

Гузева В. И. Федеральное руководство по детской неврологии. — М.: ООО "МК", 2016.

Дерюгина Арина Станиславовна, Медведева Елена Юрьевна СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДИСГРАФИИ И ПРОБЛЕМА ЕЕ КЛАССИФИКАЦИИ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-4.

Чернышова Дарья Игоревна Комплексная оценка нарушений письма у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4.

Шаходат Бахтиярова. НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИЕЙ // Scientific progress. 2021. №2.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава