Дислексия у детей (нарушения чтения)
Общая информация
Дислексия у детей – расстройство навыков чтения, вызванное нарушением высшей психической деятельности, когда некоторые психические функции недостаточно развиты или по каким-либо причинам повреждены. Заболевание сильно отражается на восприятии печатного текста: ребенок с такой проблемой не всегда воспринимает смысл прочитанного правильно, теряет целые слова и предложения, что в дальнейшем сказывается также на устной речи и психологическом самочувствии.
Чаще всего дислексия диагностируется у младших школьников в ходе подготовки к обучению или в первом классе. Педагоги и родители замечают, что во время чтения ребенок не воспроизводит отдельные звуки, проглатывает их или произносит неправильно. Также может наблюдаться проблема с распознаванием знаков препинания, из-за чего интонации при чтении малыш расставляет неверно, путая, где начало и конец предложения.
В большинстве случаев признаки дислексии у младших школьников и подростков сочетаются с симптомами дисграфии – еще одного расстройства высшей психической деятельности, связанной с нарушениями письма.
Причины развития дислексии у детей
Специалисты полагают, что расстройство чтения – результат нарушения работы центральной нервной системы, что влечет за собой целый ряд патологий неврологического и нейробиологического характера. Наиболее вероятными причинами дислексии у детей могут стать:
- гипоксия (кислородное голодание мозга), случавшаяся в период внутриутробной жизни малыша или в процессе появления на свет;
- токсическое воздействие медикаментов, запрещенных веществ, алкоголя, никотина во время формирования плода;
- различные инфекции, затрагивающие головной мозг и ЦНС, перенесенные в период внутриутробного развития или в младенческом возрасте (например, краснуха, корь, ветряная оспа);
- механические повреждения головы и, как следствие, головного мозга, возникшие в результате внештатных ситуаций во время родов.
Другими причинами расстройства речи могут послужить:
- черепно-мозговые травмы;
- длительные, истощающие организм заболевания;
- нерациональный или ненужный прием сильнодействующих лекарственных средств;
- нейроинфекции.
Некоторые специалисты в числе прочих указывают наследственность как предрасполагающий фактор к дислексии: если у ближайших родственников имелись проблемы с восприятием, распознаванием или воспроизведением письменной и разговорной речи, у ребенка есть реальная вероятность столкнуться с аналогичными проблемами.
В перечень социальных факторов, способных так или иначе повлиять на становление высшей психической деятельности, входят:
- дефицит речевого общения;
- взаимодействие с членами семьи и окружением на нескольких языках;
- синдром «госпитализма», когда малыш в силу негативных обстоятельств разлучен с матерью;
- педагогическая запущенность;
- слишком раннее или запоздавшее обучение элементарным навыкам чтения и письма;
- неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье;
- слишком большой объем возложенных обязанностей и ответственности, когда ребенок вынужден одновременно решать свои и взрослые задачи, посещать большое количество секций и кружков, единолично отвечать за бытовые вопросы.
Основной предпосылкой для появления симптомов дислексии у дошкольников и младших школьников остается общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие.
Классификация дислексии
Ребенок может не различать отдельные символы и буквы, и тогда врачи говорят о литеральном расстройстве, а если малыш в целом с трудом воспринимает слова и предложения, диагностируется вербальная форма заболевания.
В соответствии с нарушенными механизмами восприятия речи у детей выделяют следующие виды дислексии:
- фонематическая, развивающаяся из-за нарушения способности распознавать, анализировать и дифференцировать отдельные звуки, буквы и слоги;
- семантическая, обусловленная слабым словарным запасом, невозможностью объединять отдельные слоги в цельные слова;
- аграмматическая, когда ребенок не понимает структуру языка, по каким правилам выстраиваются словосочетания и предложения;
- мнестическая, при которой малыши с трудом соотносят звуки с буквами, страдают от нарушений речевой памяти;
- оптическая, связанная с недостаточным или аномальным формированием зрительно-пространственного восприятия.
Также отдельно выделяют тактильную дислексию: такая форма расстройства характерна для слабовидящих детей, когда они с трудом распознают символы через тактильные ощущения.
Симптомы дислексии у детей
Характерные признаки расстройства могут отличаться в зависимости от того, от какой формы заболевания страдает ребенок. Основными симптомами дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
- произвольное изменение порядка слов, чисел, букв и слогов при чтении и устном составлении предложения;
- неправильное употребление парных шипящих и свистящих звуков, путаница между похожими по написанию или произношению символами;
- скудный словарный запас;
- общение с помощью коротких нераспространенных или мало распространенных предложений;
- несвязность речи;
- нарушение последовательности отдельных структур текста при чтении и разговоре;
- затрудненное понимание прочитанного текста;
- плохое запоминание материала, усвоенного при чтении;
- неправильное употребление падежей, окончаний прилагательных и числительных, времен глаголов;
- несогласованность частей речи по роду, числу, падежу и другим правилам;
- выпадение из слова отдельных звуков при произношении или букв во время чтения;
- зеркальное чтение, когда ребенок начинает воспроизводить написанный текст справа налево;
- частое соскальзывание с одной строчки на другую во время чтения, при этом ребенок с трудом находит место, где он остановился.
Дети с таким расстройством также плохо воспринимают разговорную речь на слух, просят повторить сказанное, не понимают совсем или понимают неправильно смысл некоторых слов, с трудом фокусируют внимание, когда кто-то долго и пространно говорит.
Диагностика дислексии в детском возрасте
Ребенок, у которого имеются признаки расстройства чтения, должен пройти полное логопедическое обследование, которое складывается из последовательной оценки речевых, письменных навыков, чтения и качества неречевых процессов (внимательности, умения сфокусироваться на тексте, запоминания и т.д.). Специалист также проверяет состояние артикуляции, четкость дикции, характеризует речевую и ручную моторику.
В целом диагностические мероприятия можно разделить по трем направлением:
- оценка устной речи, которая включает изучение особенностей звукопроизношения ребенка, объема его словарного запаса, уровня фонетико-фонематического развития, умения правильно работать со структурой языка;
- оценка письменных навыков, что подразумевает выполнение различных заданий на переписывание текстов, письмо на слух, самостоятельное произвольное написание слов и предложений;
- нейропсихологическая оценка, включающая анализ оптико-пространственных ориентировок ребенка, степени формирования зрительного распознавания и запоминания печатных объектов.
Дополнительно логопед может направить ребенка на неврологическое и офтальмологическое обследование. Важным этапом диагностики дислексии также выступает изучение образа жизни ребенка, особенностей его окружения, психологической обстановки в семье.
Экспертное мнение врача
Дислексия относится к группе парциальных расстройств, то есть к состояниям, обусловленным общим психическим недоразвитием. Причин, способных спровоцировать нарушения, огромное множество, начиная от родовых травм и заканчивая особенностями взаимодействия с окружающим миром. Задача родителей – обратить внимание на трудности с чтением у ребенка и своевременно обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше будет выявлена причина расстройства и начата коррекция, тем больше шансов полностью справиться с заболеванием. Необходимо насторожиться, если ребенок наотрез отказывается читать, постоянно путает одни и те же буквы, слова, пропускает звуки.
Косвенно о наличии дислексии может говорить состояние, когда ребенок не понимает, где находится право, а где лево. Если вовремя не заметить нарушения, в дальнейшем ребенку все труднее будет справляться с устными и письменными заданиями, он не сможет усваивать материал в таких же темпах как сверстники. Все это негативно отразится на психическом состоянии школьника, а в будущем может повлиять на выбор профессии и качество личной жизни.
Коррекция дислексии у детей
Выбор тактики лечения дислексии у детей зависит от формы и степени выраженности расстройства. Классический подход предполагает систему логопедических занятий, в ходе которых специалист прорабатывает артикуляцию и дикцию ребенка, учит его правильно соединять звуки и буквы в слоги, а слоги в слова, помогает освоить зрительное восприятие и запоминание текста в целом.
Нетрадиционный способ лечения разработал Рональд Д. Дейвис, сам страдающий от такого расстройства. Его методика предполагает придание печатным символам мысленных образов, что помогает детям восполнить пробелы восприятия и улучшить зрительное запоминание текста.
Коррекция дислексии всегда индивидуальна, не существует оптимального подхода для всех малышей с расстройством чтения. В некоторых случаях требуется медикаментозная поддержка, в иных – работа с детским психологом, поэтому квалифицированные специалисты разрабатывают схему терапии с учетом всех особенностей ребенка и его окружения.
Важно понимать, что проблемы с письменной или устной речью не исчезнут самостоятельно по мере взросления малыша. Более того, есть реальный шанс, что расстройство усугубится, что означает более трудоемкую и длительную терапию. Родителям, которые заметили у ребенка малейшие признаки дислексии, необходимо немедленно обращаться за помощью к логопедам и психологам.
Дислексия требует целенаправленной коррекции; от способности читать, воспринимать и запоминать текст зависит успешность обучения детей в школах и ВУЗах, качество межличностных взаимоотношений со сверстниками, противоположным полом, наставниками и учителями, целеустремленность и умение достигать поставленных задач. Подросток, страдающий расстройством навыков чтения, с трудом адаптируется в обществе, чувствует себя ущербным, больным, что сказывается на психологическом здоровье и становлении личности в целом.
Профилактика дислексии у дошкольников
К мерам предотвращения расстройств высших психических функций у малышей относятся:
- соблюдение матерью во время беременности правил безопасности и врачебных рекомендаций;
- отказ от курения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов во время вынашивания плода;
- предупреждение ситуаций, чреватых травмами головы у детей;
- своевременное начало обучения грамоте, чтению и письму;
- постоянное речевое общение с ребенком;
- развитие мелкой моторики.
Специалисты настоятельно рекомендуют взрослым не сюсюкать, используя исковерканные слова и уменьшительно-ласкательные суффиксы, с детьми, вышедшими из младшего дошкольного возраста, исправлять речевые ошибки, учить малышей правильному произношению слов.
Вопросы и ответы
Может дислексия развиться у подростка?
Да, например, под влиянием сильных эмоциональных переживаний с негативной окраской, после черепно-мозговых травм, нейрогенных инфекций. Как правило, в таких случаях кроме расстройства чтения наблюдаются другие проблемы: трудности с письменной речью, невнимательность, рассеянность, иногда нарушение координации действий.
То, что расстройство называют «проблемой гениев», правда. В свое время от дислексии страдали Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи и другие великие умы. Но это не означает, что заболевание не нужно лечить. Наоборот, своевременная коррекция улучшает качество обучения, помогает ребенку быстрее и в полной мере осваивать информацию, решать практические задачи.
в соответствии с рекомендациями Минздрава