Дислексия у детей (нарушения чтения)

Лечением данного заболевания занимается логопед-дефектолог

Общая информация

Дислексия у детей – расстройство навыков чтения, вызванное нарушением высшей психической деятельности, когда некоторые психические функции недостаточно развиты или по каким-либо причинам повреждены. Заболевание сильно отражается на восприятии печатного текста: ребенок с такой проблемой не всегда воспринимает смысл прочитанного правильно, теряет целые слова и предложения, что в дальнейшем сказывается также на устной речи и психологическом самочувствии.

Чаще всего дислексия диагностируется у младших школьников в ходе подготовки к обучению или в первом классе. Педагоги и родители замечают, что во время чтения ребенок не воспроизводит отдельные звуки, проглатывает их или произносит неправильно. Также может наблюдаться проблема с распознаванием знаков препинания, из-за чего интонации при чтении малыш расставляет неверно, путая, где начало и конец предложения.

В большинстве случаев признаки дислексии у младших школьников и подростков сочетаются с симптомами дисграфии – еще одного расстройства высшей психической деятельности, связанной с нарушениями письма.

Причины развития дислексии у детей

Специалисты полагают, что расстройство чтения – результат нарушения работы центральной нервной системы, что влечет за собой целый ряд патологий неврологического и нейробиологического характера. Наиболее вероятными причинами дислексии у детей могут стать:

  • гипоксия (кислородное голодание мозга), случавшаяся в период внутриутробной жизни малыша или в процессе появления на свет;
  • токсическое воздействие медикаментов, запрещенных веществ, алкоголя, никотина во время формирования плода;
  • различные инфекции, затрагивающие головной мозг и ЦНС, перенесенные в период внутриутробного развития или в младенческом возрасте (например, краснуха, корь, ветряная оспа);
  • механические повреждения головы и, как следствие, головного мозга, возникшие в результате внештатных ситуаций во время родов.

Другими причинами расстройства речи могут послужить:

  • черепно-мозговые травмы;
  • длительные, истощающие организм заболевания;
  • нерациональный или ненужный прием сильнодействующих лекарственных средств;
  • нейроинфекции.

Некоторые специалисты в числе прочих указывают наследственность как предрасполагающий фактор к дислексии: если у ближайших родственников имелись проблемы с восприятием, распознаванием или воспроизведением письменной и разговорной речи, у ребенка есть реальная вероятность столкнуться с аналогичными проблемами.

В перечень социальных факторов, способных так или иначе повлиять на становление высшей психической деятельности, входят:

  • дефицит речевого общения;
  • взаимодействие с членами семьи и окружением на нескольких языках;
  • синдром «госпитализма», когда малыш в силу негативных обстоятельств разлучен с матерью;
  • педагогическая запущенность;
  • слишком раннее или запоздавшее обучение элементарным навыкам чтения и письма;
  • неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье;
  • слишком большой объем возложенных обязанностей и ответственности, когда ребенок вынужден одновременно решать свои и взрослые задачи, посещать большое количество секций и кружков, единолично отвечать за бытовые вопросы.

Основной предпосылкой для появления симптомов дислексии у дошкольников и младших школьников остается общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие.

Классификация дислексии

Ребенок может не различать отдельные символы и буквы, и тогда врачи говорят о литеральном расстройстве, а если малыш в целом с трудом воспринимает слова и предложения, диагностируется вербальная форма заболевания.

В соответствии с нарушенными механизмами восприятия речи у детей выделяют следующие виды дислексии:

  • фонематическая, развивающаяся из-за нарушения способности распознавать, анализировать и дифференцировать отдельные звуки, буквы и слоги;
  • семантическая, обусловленная слабым словарным запасом, невозможностью объединять отдельные слоги в цельные слова;
  • аграмматическая, когда ребенок не понимает структуру языка, по каким правилам выстраиваются словосочетания и предложения;
  • мнестическая, при которой малыши с трудом соотносят звуки с буквами, страдают от нарушений речевой памяти;
  • оптическая, связанная с недостаточным или аномальным формированием зрительно-пространственного восприятия.

Также отдельно выделяют тактильную дислексию: такая форма расстройства характерна для слабовидящих детей, когда они с трудом распознают символы через тактильные ощущения.

Симптомы дислексии у детей

Характерные признаки расстройства могут отличаться в зависимости от того, от какой формы заболевания страдает ребенок. Основными симптомами дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

  • произвольное изменение порядка слов, чисел, букв и слогов при чтении и устном составлении предложения;
  • неправильное употребление парных шипящих и свистящих звуков, путаница между похожими по написанию или произношению символами;
  • скудный словарный запас;
  • общение с помощью коротких нераспространенных или мало распространенных предложений;
  • несвязность речи;
  • нарушение последовательности отдельных структур текста при чтении и разговоре;
  • затрудненное понимание прочитанного текста;
  • плохое запоминание материала, усвоенного при чтении;
  • неправильное употребление падежей, окончаний прилагательных и числительных, времен глаголов;
  • несогласованность частей речи по роду, числу, падежу и другим правилам;
  • выпадение из слова отдельных звуков при произношении или букв во время чтения;
  • зеркальное чтение, когда ребенок начинает воспроизводить написанный текст справа налево;
  • частое соскальзывание с одной строчки на другую во время чтения, при этом ребенок с трудом находит место, где он остановился.

Дети с таким расстройством также плохо воспринимают разговорную речь на слух, просят повторить сказанное, не понимают совсем или понимают неправильно смысл некоторых слов, с трудом фокусируют внимание, когда кто-то долго и пространно говорит.

Диагностика дислексии в детском возрасте

Ребенок, у которого имеются признаки расстройства чтения, должен пройти полное логопедическое обследование, которое складывается из последовательной оценки речевых, письменных навыков, чтения и качества неречевых процессов (внимательности, умения сфокусироваться на тексте, запоминания и т.д.). Специалист также проверяет состояние артикуляции, четкость дикции, характеризует речевую и ручную моторику.

В целом диагностические мероприятия можно разделить по трем направлением:

  • оценка устной речи, которая включает изучение особенностей звукопроизношения ребенка, объема его словарного запаса, уровня фонетико-фонематического развития, умения правильно работать со структурой языка;
  • оценка письменных навыков, что подразумевает выполнение различных заданий на переписывание текстов, письмо на слух, самостоятельное произвольное написание слов и предложений;
  • нейропсихологическая оценка, включающая анализ оптико-пространственных ориентировок ребенка, степени формирования зрительного распознавания и запоминания печатных объектов.

Дополнительно логопед может направить ребенка на неврологическое и офтальмологическое обследование. Важным этапом диагностики дислексии также выступает изучение образа жизни ребенка, особенностей его окружения, психологической обстановки в семье.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Экспертное мнение врача

Дислексия относится к группе парциальных расстройств, то есть к состояниям, обусловленным общим психическим недоразвитием. Причин, способных спровоцировать нарушения, огромное множество, начиная от родовых травм и заканчивая особенностями взаимодействия с окружающим миром. Задача родителей – обратить внимание на трудности с чтением у ребенка и своевременно обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше будет выявлена причина расстройства и начата коррекция, тем больше шансов полностью справиться с заболеванием. Необходимо насторожиться, если ребенок наотрез отказывается читать, постоянно путает одни и те же буквы, слова, пропускает звуки.

Косвенно о наличии дислексии может говорить состояние, когда ребенок не понимает, где находится право, а где лево. Если вовремя не заметить нарушения, в дальнейшем ребенку все труднее будет справляться с устными и письменными заданиями, он не сможет усваивать материал в таких же темпах как сверстники. Все это негативно отразится на психическом состоянии школьника, а в будущем может повлиять на выбор профессии и качество личной жизни.


Клоновец Оксана Владимировна
Логопед-дефектолог

Коррекция дислексии у детей

Выбор тактики лечения дислексии у детей зависит от формы и степени выраженности расстройства. Классический подход предполагает систему логопедических занятий, в ходе которых специалист прорабатывает артикуляцию и дикцию ребенка, учит его правильно соединять звуки и буквы в слоги, а слоги в слова, помогает освоить зрительное восприятие и запоминание текста в целом.

Нетрадиционный способ лечения разработал Рональд Д. Дейвис, сам страдающий от такого расстройства. Его методика предполагает придание печатным символам мысленных образов, что помогает детям восполнить пробелы восприятия и улучшить зрительное запоминание текста.

Коррекция дислексии всегда индивидуальна, не существует оптимального подхода для всех малышей с расстройством чтения. В некоторых случаях требуется медикаментозная поддержка, в иных – работа с детским психологом, поэтому квалифицированные специалисты разрабатывают схему терапии с учетом всех особенностей ребенка и его окружения.

Важно понимать, что проблемы с письменной или устной речью не исчезнут самостоятельно по мере взросления малыша. Более того, есть реальный шанс, что расстройство усугубится, что означает более трудоемкую и длительную терапию. Родителям, которые заметили у ребенка малейшие признаки дислексии, необходимо немедленно обращаться за помощью к логопедам и психологам.

Дислексия требует целенаправленной коррекции; от способности читать, воспринимать и запоминать текст зависит успешность обучения детей в школах и ВУЗах, качество межличностных взаимоотношений со сверстниками, противоположным полом, наставниками и учителями, целеустремленность и умение достигать поставленных задач. Подросток, страдающий расстройством навыков чтения, с трудом адаптируется в обществе, чувствует себя ущербным, больным, что сказывается на психологическом здоровье и становлении личности в целом.

Профилактика дислексии у дошкольников

К мерам предотвращения расстройств высших психических функций у малышей относятся:

  • соблюдение матерью во время беременности правил безопасности и врачебных рекомендаций;
  • отказ от курения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов во время вынашивания плода;
  • предупреждение ситуаций, чреватых травмами головы у детей;
  • своевременное начало обучения грамоте, чтению и письму;
  • постоянное речевое общение с ребенком;
  • развитие мелкой моторики.

Специалисты настоятельно рекомендуют взрослым не сюсюкать, используя исковерканные слова и уменьшительно-ласкательные суффиксы, с детьми, вышедшими из младшего дошкольного возраста, исправлять речевые ошибки, учить малышей правильному произношению слов.

Вопросы и ответы

Может дислексия развиться у подростка?

Да, например, под влиянием сильных эмоциональных переживаний с негативной окраской, после черепно-мозговых травм, нейрогенных инфекций. Как правило, в таких случаях кроме расстройства чтения наблюдаются другие проблемы: трудности с письменной речью, невнимательность, рассеянность, иногда нарушение координации действий.

Правда ли, что дислексия является признаком гениальности и не требует коррекции?

То, что расстройство называют «проблемой гениев», правда. В свое время от дислексии страдали Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи и другие великие умы. Но это не означает, что заболевание не нужно лечить. Наоборот, своевременная коррекция улучшает качество обучения, помогает ребенку быстрее и в полной мере осваивать информацию, решать практические задачи.

Источники

Волгина Светлана Яковлевна, Ахметова Амина Равилевна, Николаева Екатерина Александровна, Гамирова Римма Габдульбаровна, Соловьева Наиля Анасовна. Роль участкового педиатра в ранней диагностике нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста // Рос вестн перинатол и педиат. 2021. №4.

Денисова Екатерина Сергеевна Выявление нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №2 (30).

Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. 2008. №1.Иванилова Марина Андреевна. Обзор диагностических методик выявления нарушений чтения у учащихся общеобразовательной школы // Концепт. 2016. №S8.

Сатвалдыева З.К. Формирование навыков чтения у младших школьников с семантической дислексией // Вестник науки. 2022. №8 (53).

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава