Дислексия у детей (нарушения чтения)

Лечением данного заболевания занимается логопед-дефектолог

Общая информация

Дислексия у детей – расстройство навыков чтения, вызванное нарушением высшей психической деятельности, когда некоторые психические функции недостаточно развиты или по каким-либо причинам повреждены. Заболевание сильно отражается на восприятии печатного текста: ребенок с такой проблемой не всегда воспринимает смысл прочитанного правильно, теряет целые слова и предложения, что в дальнейшем сказывается также на устной речи и психологическом самочувствии. Специалисты детского отделения «СМ-Клиника» проводят полное обследование детей с подозрением на дислексию, а также организуют индивидуальные и групповые занятия для коррекции этого нарушения.

Чаще всего дислексия диагностируется у младших школьников в ходе подготовки к обучению или в первом классе. Педагоги и родители замечают, что во время чтения ребенок не воспроизводит отдельные звуки, проглатывает их или произносит неправильно. Также может наблюдаться проблема с распознаванием знаков препинания, из-за чего интонации при чтении малыш расставляет неверно, путая, где начало и конец предложения.

В большинстве случаев признаки дислексии у младших школьников и подростков сочетаются с симптомами дисграфии – еще одного расстройства высшей психической деятельности, связанной с нарушениями письма.

Причины развития

Специалисты полагают, что расстройство чтения – результат нарушения работы центральной нервной системы, что влечет за собой целый ряд патологий неврологического и нейробиологического характера. Наиболее вероятными причинами дислексии у детей могут стать:

  • гипоксия (кислородное голодание мозга), случавшаяся в период внутриутробной жизни малыша или в процессе появления на свет;
  • токсическое воздействие медикаментов, запрещенных веществ, алкоголя, никотина во время формирования плода;
  • различные инфекции, затрагивающие головной мозг и ЦНС, перенесенные в период внутриутробного развития или в младенческом возрасте (например, краснуха, корь, ветряная оспа);
  • механические повреждения головы и, как следствие, головного мозга, возникшие в результате внештатных ситуаций во время родов.

Другими причинами расстройства речи могут послужить:

  • черепно-мозговые травмы;
  • длительные, истощающие организм заболевания;
  • нерациональный или ненужный прием сильнодействующих лекарственных средств;
  • нейроинфекции.

Некоторые специалисты в числе прочих указывают наследственность как предрасполагающий фактор к дислексии: если у ближайших родственников имелись проблемы с восприятием, распознаванием или воспроизведением письменной и разговорной речи, у ребенка есть реальная вероятность столкнуться с аналогичными проблемами.

В перечень социальных факторов, способных так или иначе повлиять на становление высшей психической деятельности, входят:

  • дефицит речевого общения;
  • взаимодействие с членами семьи и окружением на нескольких языках;
  • синдром «госпитализма», когда малыш в силу негативных обстоятельств разлучен с матерью;
  • педагогическая запущенность;
  • слишком раннее или запоздавшее обучение элементарным навыкам чтения и письма;
  • неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье;
  • слишком большой объем возложенных обязанностей и ответственности, когда ребенок вынужден одновременно решать свои и взрослые задачи, посещать большое количество секций и кружков, единолично отвечать за бытовые вопросы.

Основной предпосылкой для появления симптомов дислексии у дошкольников и младших школьников остается общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие.

Классификация

Ребенок может не различать отдельные символы и буквы, и тогда врачи говорят о литеральном расстройстве, а если малыш в целом с трудом воспринимает слова и предложения, диагностируется вербальная форма заболевания.

В соответствии с нарушенными механизмами восприятия речи у детей выделяют следующие виды дислексии:

  • фонематическая, развивающаяся из-за нарушения способности распознавать, анализировать и дифференцировать отдельные звуки, буквы и слоги;
  • семантическая, обусловленная слабым словарным запасом, невозможностью объединять отдельные слоги в цельные слова;
  • аграмматическая, когда ребенок не понимает структуру языка, по каким правилам выстраиваются словосочетания и предложения;
  • мнестическая, при которой малыши с трудом соотносят звуки с буквами, страдают от нарушений речевой памяти;
  • оптическая, связанная с недостаточным или аномальным формированием зрительно-пространственного восприятия.

Также отдельно выделяют тактильную дислексию: такая форма расстройства характерна для слабовидящих детей, когда они с трудом распознают символы через тактильные ощущения.

Симптомы

Характерные признаки расстройства могут отличаться в зависимости от того, от какой формы заболевания страдает ребенок. Основными симптомами дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

  • произвольное изменение порядка слов, чисел, букв и слогов при чтении и устном составлении предложения;
  • неправильное употребление парных шипящих и свистящих звуков, путаница между похожими по написанию или произношению символами;
  • скудный словарный запас;
  • общение с помощью коротких нераспространенных или мало распространенных предложений;
  • несвязность речи;
  • нарушение последовательности отдельных структур текста при чтении и разговоре;
  • затрудненное понимание прочитанного текста;
  • плохое запоминание материала, усвоенного при чтении;
  • неправильное употребление падежей, окончаний прилагательных и числительных, времен глаголов;
  • несогласованность частей речи по роду, числу, падежу и другим правилам;
  • выпадение из слова отдельных звуков при произношении или букв во время чтения;
  • зеркальное чтение, когда ребенок начинает воспроизводить написанный текст справа налево;
  • частое соскальзывание с одной строчки на другую во время чтения, при этом ребенок с трудом находит место, где он остановился.

Дети с таким расстройством также плохо воспринимают разговорную речь на слух, просят повторить сказанное, не понимают совсем или понимают неправильно смысл некоторых слов, с трудом фокусируют внимание, когда кто-то долго и пространно говорит.

Диагностика

Ребенок, у которого имеются признаки расстройства чтения, должен пройти полное логопедическое обследование, которое складывается из последовательной оценки речевых, письменных навыков, чтения и качества неречевых процессов (внимательности, умения сфокусироваться на тексте, запоминания и т.д.). Специалист также проверяет состояние артикуляции, четкость дикции, характеризует речевую и ручную моторику.

В целом диагностические мероприятия можно разделить по трем направлением:

  • оценка устной речи, которая включает изучение особенностей звукопроизношения ребенка, объема его словарного запаса, уровня фонетико-фонематического развития, умения правильно работать со структурой языка;
  • оценка письменных навыков, что подразумевает выполнение различных заданий на переписывание текстов, письмо на слух, самостоятельное произвольное написание слов и предложений;
  • нейропсихологическая оценка, включающая анализ оптико-пространственных ориентировок ребенка, степени формирования зрительного распознавания и запоминания печатных объектов.

Дополнительно логопед может направить ребенка на неврологическое и офтальмологическое обследование. Важным этапом диагностики дислексии также выступает изучение образа жизни ребенка, особенностей его окружения, психологической обстановки в семье.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Коррекция дислексии

Выбор тактики лечения дислексии у детей зависит от формы и степени выраженности расстройства. Классический подход предполагает систему логопедических занятий, в ходе которых специалист прорабатывает артикуляцию и дикцию ребенка, учит его правильно соединять звуки и буквы в слоги, а слоги в слова, помогает освоить зрительное восприятие и запоминание текста в целом.

Нетрадиционный способ лечения разработал Рональд Д. Дейвис, сам страдающий от такого расстройства. Его методика предполагает придание печатным символам мысленных образов, что помогает детям восполнить пробелы восприятия и улучшить зрительное запоминание текста.

Коррекция дислексии всегда индивидуальна, не существует оптимального подхода для всех малышей с расстройством чтения. В некоторых случаях требуется медикаментозная поддержка, в иных – работа с детским психологом, поэтому квалифицированные специалисты разрабатывают схему терапии с учетом всех особенностей ребенка и его окружения.

Важно понимать, что проблемы с письменной или устной речью не исчезнут самостоятельно по мере взросления малыша. Более того, есть реальный шанс, что расстройство усугубится, что означает более трудоемкую и длительную терапию. Родителям, которые заметили у ребенка малейшие признаки дислексии, необходимо немедленно обращаться за помощью к логопедам и психологам.

Дислексия требует целенаправленной коррекции; от способности читать, воспринимать и запоминать текст зависит успешность обучения детей в школах и ВУЗах, качество межличностных взаимоотношений со сверстниками, противоположным полом, наставниками и учителями, целеустремленность и умение достигать поставленных задач. Подросток, страдающий расстройством навыков чтения, с трудом адаптируется в обществе, чувствует себя ущербным, больным, что сказывается на психологическом здоровье и становлении личности в целом.

Профилактика

К мерам предотвращения расстройств высших психических функций у малышей относятся:

  • соблюдение матерью во время беременности правил безопасности и врачебных рекомендаций;
  • отказ от курения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов во время вынашивания плода;
  • предупреждение ситуаций, чреватых травмами головы у детей;
  • своевременное начало обучения грамоте, чтению и письму;
  • постоянное речевое общение с ребенком;
  • развитие мелкой моторики.

Специалисты настоятельно рекомендуют взрослым не сюсюкать, используя исковерканные слова и уменьшительно-ласкательные суффиксы, с детьми, вышедшими из младшего дошкольного возраста, исправлять речевые ошибки, учить малышей правильному произношению слов.

Если у вашего ребенка есть проблемы с чтением, не спешите списывать все на лень или невнимательность. Возможно, у него проявились симптомы дислексии. Запишитесь на консультацию в детское отделение «СМ-Клиника», узнайте, в чем причина проблем и как их устранить.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.