Найти врача

Коррекция дислексии

Специалист: Логопед-дефектолог

  • Врачи
  • Цены

Коррекция дислексии

Дислексия – это специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение,искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного).

Без помощи специалиста это расстройство становится причиной значительных трудностей в обучении, начиная с раннего школьного возраста. Логопеды клиники «СМ-Доктор» в Москве проводят комплексные занятия по коррекции дислексии у детей любого возраста. Современные методики позволяют нам добиваться значительного улучшения даже в самых запущенных случаях, а при необходимости к лечению подключаются неврологи и другие специалисты.

Причины развития дислексии у детей

Как правило, дислексия развивается на фоне минимальной мозговой дисфункции – состояния, при котором в нормальной работе центральной нервной системы возникают небольшие сбои. Эта проблема может возникнуть на фоне патологий беременности (вредных привычек или заболеваний матери, острых и хронических интоксикаций), тяжелых родов (в том числе преждевременных), а также повреждений нервной системы в первые годы жизни. Важную роль играют также социальные факторы: неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность, отсутствие общения с ребенком, билингвизм.

Нередко дислексия возникает одновременно с другими видами нарушений: алалией, дизартрией, афазией.

В числе социальных  факторов дислексиинаибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», «педагогическая запущенность», билингвизм, неблагоприятное речевое окружение.

Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированностть устной речи -ФФН или ОНР.

Виды и симптомы

В зависимости от формы заболевания, ребенок может с трудом различать отдельные буквы (литеральная разновидность) или целые слова (вербальная). В зависимости от выраженности тех или иных симптомов и проблем, выделяют несколько видов дислексии:

  • фонематическая: у ребенка возникают трудности с составлением слогов и образованием фонем; характеризуется пропусканием или добавлением букв при чтении, замены одних звуков на другие, сходные по звучанию;
  • семантическая: предложение воспринимается как набор отдельных слов, не связанных между собой, при тяжелой форме заболевания аналогичная проблема возникает со слогами одного слова;
  • аграмматическая: ребенок плохо согласует слова между собой по родам, числам, падежам;
  • мнестическая: характеризуется нарушением речевой памяти, когда ребенок не может соотнести друг с другом букву и звук, которому она соответствует; в результате при чтении буквы смещаются, меняются местами или теряются;
  • оптическая: во время чтения ребенок путает сходные по написанию буквы, перескакивает со строчки на строчку, читает в обратном направлении;
  • тактильная: особая форма, возникающая у слепых детей, вынужденных пользоваться шрифтом Брайля.

Каждая из форм дислексии требует особого подхода при выборе логопедических занятий для коррекции, вот почему перед началом лечения требуется комплексное обследование для оценки состояния ребенка.

Методы диагностики

Как правило, проблемы с чтением становятся очевидными уже в школьном возрасте. Нередко родители связывают симптомы с ленью и невнимательностью малыша. Состояние требует комплексного обследования, куда входят консультации логопеда, невролога, психолога, психоневролога и других врачей при необходимости. Особое внимание уделяется логопедическому тестированию, во время которого оценивается не только способность читать и воспринимать прочитанное, но и словарный запас, уровень развития речи и мелкой моторики, состояние письменной речи и т.п.

Методы коррекции

Современные методы коррекции дислексии у детей дошкольного возраста и школьников включают несколько направлений работы, каждое из которых направлено на устранение определенного патологического фактора, в том числе сопутствующих нарушений. Занятия активно развивают:

  • фонематическое восприятие: выделение конкретных звуков, умение различать сходные по звучанию как в устной, так и в письменной речи;
  • звукопроизношение: тренировка артикуляции, дыхания во время разговора, автоматизация процесса говорения;
  • звуковой синтез и анализ: умение составлять из звуков слоги, из слогов – слова, из слов – предложения, а из предложений – текст, а также разделять их (обратный процесс);
  • восприятие, мышление, внимание и память: эти навыки необходимы для полноценного понимания как речи, так и письменного текста;
  • активный и пассивный словарный запас: слова, которые ребенок употребляет в речи или просто знает и понимает;
  • умение составлять простые и сложные предложения;
  • формирование связной речи, освоение ее темпа и интонаций.

Дополнительно проводятся занятия по совершенствованию мелкой моторики, которая способствует укреплению нейронных связей, необходимых для качественной работы речевого аппарата и центральной нервной системы вообще.

Существует несколько авторских методик, использующихся для лечения дислексии. Например, метод Рональда Дейвиса основан на улучшение восприятия письменной речи путем формирования зрительных образов. Это помогает сконцентрировать внимание на тексте и более полно прочувствовать и осознать его. Для этого активно используется лепка, рисование и другие вспомогательные методики.

Упражнения по коррекции дислексии у школьников

Чтение – это сложный процесс, который невозможен без соответствующего развития речи, достаточного словарного запаса. Именно поэтому логопеды клиники «СМ-Доктор» в Москве используют различные упражнения для лечения дислексии у детей, которые подбираются в зависимости от формы заболевания, возраста маленького пациента, сопутствующих нарушений.

Упражнения для развития фонематических процессов

Включают в себя различные игровые методики, направленные на различение и восприятие звуков: твердых и мягких, глухих и звонких. В процессе необходимо выполнять какие-либо действия, например, поднимать или опускать руку, рисовать определенную фигуру и т.п. Восприятие происходит как на слух, так и в письменном виде.

Упражнения для развития речевого аппарата

В процессе занятия ребенок тренирует четкость произношения звуков, качество дыхания, голосовые интонации. Для этого активно используются различные ритмические тексты, стихи, скороговорки, позволяющие оценить ритм устной речи.

Одновременно проводятся специальные дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика и массаж. Процессы совершенствования речи опосредованно способствуют улучшению навыков чтения.

Упражнения для развития мелкой моторики

Эта часть занятия включает выполнение различных мелких манипуляций: лепка из пластилина, пальчиковые игры и гимнастику, вырезание и складывание фигурок из бумаги, рисование, штриховку и т.п. Хороший эффект достигается с помощью простейшего рукоделия: вышивки, бисероплетения и т.п.

Упражнения для совершенствования зрительного восприятия

Направлены на стимуляцию развития зрительного аппарата, узнавание простейших фигур и букв, различение шрифта. В зависимости от возраста ребенка и степени нарушения, используются различные игры:

  • перемещение по тетрадным клеткам в заданном направлении: выполняется сначала на бумаге, затем мысленно;
  • чтение слов или букв на повернутом листе (от 5-6 до 180 градусов);
  • узнавание букв и слов по их половинкам;
  • восприятие текста, написанного разным шрифтом, выделение одинаковых по оформлению слов и т.п.

Профилактика дислексии у детей

Профилактика дислексии и других сходных нарушений должна начинаться с первых лет жизни ребенка. Простейшие мероприятия включают различные игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики, образного мышления, пополнение словарного запаса. Важное значение имеет чтение вслух книг, соответствующих возрасту, а также постоянные разговоры с ребенком. Если уделять этому хотя бы небольшое время каждый день, вероятность развития дислексии и других нарушений будет существенно меньше.

Дислексия – это проблема, которая встречается довольно часто, но она поддается коррекции. Чем раньше родители приведут ребенка на прием к специалисту и начнут занятия, тем проще будет справиться с проблемой и тем меньше проблем будет возникать во время обучения в школе. В клинике «СМ-Доктор» вас ждут опытные специалисты, квалифицированные врачи и все необходимое для полноценной диагностики и лечения самых разных нарушений.

Наименование услуги Цена (руб.)
Первичная диагностическая консультация логопеда (продолжительность до 60 мин) 2 300
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин) 1 500
Консультация логопеда-дефектолога, кандидата медицинских наук 2 600
Консультация логопеда-дефектолога, доктора медицинских наук 3 800
Коррекция дислексии, дисграфии (нарушения чтения и письма) - (индивидуальное занятие 30-45 мин) 1 800
Услуги детского отделения в городе Солнечногорске оказываются со скидкой 15% от указанных в прайс-листе цен

Врачи ведут прием в следующих клиниках:
Записаться на прием
  • Запись через сайт является предварительной.
    Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии

Позвонить
Заказать звонок