Аутизм у детей

Лечением данного заболевания занимается невролог
Общая информация

Аутизм у детей – болезнь, связанная с нарушением развития определенных психических функций, которая проявляется различными трудностями в социальном взаимодействии ребенка с окружающим миром, навязчивыми двигательными привычками и другими состояниями. Чаще всего заболевание диагностируют у малышей до 3–4 лет, но первые признаки отклонений в некоторых случаях можно заметить уже на первом году жизни. Общего лечения патологии не существует: специалисты разрабатывают индивидуальные методы коррекции аутизма у детей, отталкиваясь от состояния конкретного пациента.

Обратите внимание: в детском отделении «СМ-Клиника» лечение аутизма не проводится, осуществляется общая поддержка и консультативная помощь в рамках назначенной ранее коррекции.

В последние десятилетия число малышей с расстройством аутического спектра (РАС) значительно увеличилось. Врачи, работающие с такими ребятами, уверены, что причиной резкого прироста выявленных случаев послужила смена критериев обследования, развитие диагностических методик и более тщательное изучение проблемы.

Степень проявления симптоматики при аутизме у детей может существенно отличаться: от полной неспособности контактировать с другими людьми до определенных «странностей» в поведении, таких как навязчивые движения, слишком узкий круг интересов или нестандартная манера речи.

Более склонны к расстройству аутического спектра мальчики: они сталкиваются с заболеванием в общей сложности в два-три раза чаще, чем девочки. Ученые объясняют это лучшими коммуникативными способностями женского пола, из-за чего слабо выраженные формы аутизма могут быть попросту не замечены.

Оценкой симптомов, поиском возможных причин возникновения аутизма у детей и коррекцией признаков РАС занимаются в комплексе нейропсихологи, детские неврологи, логопеды, психиатры, а также педагоги-дефектологи и социальные службы, если требуется.

Классификация

На сегодняшний день разработано несколько вариантов описания детского аутизма, распределяющих патологию по видам с учетом определенных характеристик и признаков. Практикующие специалисты предпочитают пользоваться классификацией Никольской, которая позволяет сгруппировать состояния в зависимости от тяжести имеющихся признаков, ведущего синдрома и будущего прогноза. Такая классификация помогает более детально вникнуть в возможные причины РАС и подобрать коррекционное лечение, основываясь на индивидуальных особенностях детей с аутизмом.

Она предполагает выделение четырех основных групп.

  • Первая включает в себя самые значительные нарушения. Дети с такими формами заболевания не способны к социальным контактам, могут страдать от мутизма – состояния, при котором они умеют разговаривать и понимают окружающих, но не желают взаимодействовать. Для этой группы характерно постоянное повторение одних и тех же движений, отсутствие навыков самообслуживания, низкий уровень самоконтроля.
  • Во вторую группу относят ребят, которые очень ярко и жестко реагируют на малейшие изменения в привычном распорядке, иногда даже сильной агрессией. При этом в окружении близких людей на фоне знакомой обстановки такие дети вполне способны к общению, открыты для диалога, хотя общаются в основном с помощью штампов и повторения сказанного другим человеком.
  • Третья группа включает маленьких пациентов, у которых наблюдаются проблемы в общении с окружающим миром, но при этом они обладают высокими интеллектуальными способностями, стремятся к успеху и достижению цели. Проблема в том, что для получения результата такие ребята, в отличие от здоровых сверстников, не предпринимают никаких усилий. Дети с аутизмом этой степени сосредотачиваются на одном-двух интересах, изучая темы настолько углубленно, что уровень знаний можно оценить, как энциклопедический.
  • В четвертую группу относят малышей, способных к произвольному и непроизвольному общению, установлению социальных контактов и взаимодействию, однако такие ребята быстро устают от общения, выполнения инструкций, не могут долго концентрировать внимание на одном занятии, стремятся изолировать себя от общества. Зачастую дети с таким уровнем РАС выглядят слишком робкими, застенчивыми, слывут «молчунами», однако при своевременной и грамотной коррекции показывают отличные результаты в учебе и творческой деятельности.

Все характеристики детей с аутизмом невозможно уложить в какую-либо определенную схему, и даже с учетом классификаций необходимо в первую очередь отталкиваться от индивидуальных особенностей конкретного ребенка и окружающей его среды.

Причины развития аутизма

Достоверных причин возникновения патологии до сих пор не нашли. Существует несколько вполне обоснованных теорий, рассматривающих состояние, как следствие генетических отклонений или результат внутриутробного поражения плода. Ведущим направлением для изучения сегодня является версия о том, что существует определенный ген, предрасполагающий к аутизму. Ведутся исследования, которые уже показали: наличие гена существенно повышает риск возникновения РАС, особенно, если в семейном анамнезе имеются психоневрологические заболевания (эпилепсия, задержка речевого развития, заикание и т.д.).

Другими вероятными причинами развития аутизма у детей считаются:

  • структурные нарушения в головном мозге, проявляющиеся несоразмерным созреванием, диспропорцией определенных отделов, например, лобной доли, мозжечка;
  • функциональные расстройства головного мозга, сопряженные с дефицитом внимания, ухудшением памяти, нарушениями разговорной функции и т.д.;
  • сбои биохимических процессов, при которых наблюдается повышенная выработка одних веществ и недостаточный синтез других (в частности, в ходе исследований выявлено, что у детей с расстройствами аутического спектра имеется повышенный уровень серотонина, в то время как белки и глютен организмом не усваиваются или усваиваются плохо).

Факторы, которые могут увеличить вероятность развития детского аутизма на фоне наличия гена предрасположенности и других основных причин, являются:

  • тяжелые роды, протекавшие с осложнениями, гипоксией плода, маточными кровотечением и т.д.;
  • инфекции, перенесенные ребенком во время внутриутробного периода развития;
  • гестационный диабет беременных;
  • нерациональное использование противоэпилептических препаратов во время беременности;
  • депрессивные состояния будущей матери и другие психиатрические заболевания;
  • наркотическая зависимость родительницы.

Существует ошибочное мнение, что вакцинация от опасных инфекционных заболеваний также повышает риск развития аутизма из-за входящих в состав вакцины компонентов. Подобное мнение впервые было высказано в 90-ых года двадцатого века, но подтверждения оно до сих пор не нашло. Более того, проведенные за эти годы многократные исследования показали, что взаимосвязи между иммунизацией детей или будущих матерей и развитием аутизма нет.

Симптомы

Клинические проявления детского аутизма вариабельны: симптомы в отдельных случаях могут напоминать легкие формы депрессии, в других быть похожими на серьезные психические отклонения. При внимательном отношении к малышу самые ранние вестники патологии можно заметить уже в младенчестве.

Первыми признаками аутизма у детей в раннем возрасте становятся:

  • отказ от тактильных контактов – ребенок плачет, когда его берут на руки, отворачивается, изгибается, а успокаивается только после того, как его вернут в кроватку;
  • пассивность в ответ на обращение родителей, отсутствие внимания, заинтересованности во время общения взрослых;
  • резкая реакция на громкие звуки;
  • равнодушие к ярким, гремящим, свистящим и пищащим игрушкам, которыми взрослые пытаются развлечь ребенка;
  • безразличие к стандартным игрушкам, попытка играть неподходящими предметами.

По мере взросления симптомами аутизма у детей могут послужить:

  • отсутствие речи в возрасте 1,5–3 лет при наличии богатого словарного запаса и понимания разговора взрослых;
  • эхолалия – неконтролируемое копирование и многократное повторение звуков, произнесенных другим человеком;
  • персеверация – «застревание» на какой-либо фразе, слове, которую ребенок повторяет постоянно, или эмоции, или задании, при этом малыш неустанно обдумывает поглотившую его идею, но каких-либо шагов к достижению цели не делает;
  • отказ от соблюдения игровых правил, указанных взрослыми или сверстниками, причем этот отказ не мотивирован личным решением малыша, его несогласием, он просто не понимает, зачем нужны какие-то установки и ограничения;
  • трудности с восприятием эмоций других людей: дети с аутизмом не понимают, почему другие ребята смеются над какой-то фразой учителя или отчего плачет девочка, которую дернули за косичку; таким детям бывает недоступен юмор, сарказм, ирония;
  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • нежелание смотреть прямо в глаза при общении, ответе или обращении, в том числе в ситуациях с родителями или другими близкими людьми;
  • отсутствие страха, боязни при угрожающих жизни или здоровью обстоятельствах;
  • истерики, бурные выражения эмоций при изменении привычного окружения, при появлении незнакомых людей и т.д.;
  • беспокойный, тревожный сон с частыми пробуждениями.

Ребята-аутисты предпочитают оставаться в одиночестве, не участвуют в коллективных занятиях, их трудно заставить что-то делать совместно с другими детьми. Они стараются уйти, спрятаться там, где их не будут трогать. Такие дети придумывают собственные игры, непонятные для сверстников, и постоянно в них играют. Со стороны окружающим людям движения ребенка-аутиста могут показаться странными, лишенными смысла.

Во многих сериалах и фильмах, которые показывают жизнь людей с РАС, герои-аутисты представлены странными, но гениальными персонажами, которые избегают общения, обижают своей прямотой окружающих, но показывают великолепные результаты в профессиональной деятельности. В жизни, к сожалению, все не так: чаще всего у детей с аутизмом из-за нарушения функций коры больших полушарий головного мозга развивается умственная отсталость. Учеба дается им с трудом, они не в состоянии понять закономерности, выучить правила, вникнуть в решение задачи. Из-за проблем с учебой обостряется желание одиночества, обособленности. Такие дети могут проявлять неумеренную агрессию, которая чаще всего проецируется на близких или самого себя. Дети с аутизмом при неудачах могут кусать, резать себя, биться о посторонние предметы.

Тем не менее ситуации, при которых аутисты обладают уникальными умственными способностями также встречаются. К сожалению, высокий интеллект не перекрывает другие проявления болезни: замкнутость, эмоциональную скудность, трудности с абстрактным мышлением, склонность к самобичеванию и т.д.

Основной кризисный пик приходится на подростковый возраст: гормональные изменения в организме обостряют нарушения аутического спектра, ребенок, понимая, что он не такой, как все, замыкается еще больше. В редких случаях происходит обратный процесс, когда половое созревание помогает аутисту стать более спокойным, уравновешенным, что положительно влияет на способность к взаимодействию с окружающими.

Диагностика

Диагноз выставляется на основании длительного наблюдения за ребенком с признаками аутизма, при этом оценивается степень выраженности классической триады заболевания:

  • дефицита социального взаимодействия;
  • отсутствие или недостатка коммуникативных навыков;
  • стереотипного поведения (навязчивые движения, привычки и т.д.).

Для определения степени выраженности симптоматики родителям предлагают заполнить специальные опросники. Они помогают специалистам оценить поведение ребенка, выявить конкретные симптомы, характерные для той или иной группы заболевания, проанализировать имеющиеся показатели.
В дальнейшем проводится комплекс инструментального обследования, в который входят:

  • электроэнцефалография;
  • ультразвуковое исследование головного мозга (возможно только при наличии незакрытого большого родничка);
  • магнитно-резонансная томография мозга.

В обязательном порядке проводится консультация сурдолога, офтальмолога, ЛОР-врача, а также логопеда и невролога.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Коррекция аутизма у детей

Излечению патология не поддается, и препаратов, способных полностью нормализовать поведение аутиста, не существует. В настоящее время используется комплексная терапия, включающая в себя целый перечень специализированных мероприятий, помогающих детям с различными формами РАС.

Она предполагает следующие направления:

  • психологическую поддержку, целью которой является социальная адаптация ребенка, обучение навыкам взаимодействия с окружающим миром, проработку проблем с коммуникацией и распознаванием эмоционального состояния других людей;
  • педагогическое обучение, направленное на пополнение словарного запаса, развитие навыков использования различных инструментов разговорной речи, формирование абстрактного мышления;
  • прививание навыков самообслуживания, которые необходимы детям-аутистам для комфортного и безопасного нахождения в социуме;
  • медикаментозная поддержка, нацеленная на коррекцию определенных поведенческих отклонений, в частности, немотивированной агрессии, повышенной тревожности, мнительности, синдрома навязчивых движений, нарушений сна, истерик и т.д.

Свою роль в нормализации состояния детей с аутизмом играет также правильная диета: особенности биохимического обмена предписывают подбирать для ребенка рацион, богатый легко усеваемыми компонентами и лишенный веществ, которые не воспринимаются организмом, в частности, молочной продукции, глютена, казеина.

В рамках коррекции могут использоваться игровая и трудовая терапии, индивидуальные и групповые занятия с психологами, логопедами, педагогами. Родителям таких детей рекомендовано проводить домашнее обучение или перевод в специализированные классы/школы, в которых работают педагоги и психологи, умеющие взаимодействовать с воспитанниками с РАС.

Подробнее

Экспертное мнение врача

Для родителей разработаны специальные памятки, рассказывающие, как распознать аутизм у ребенка в младенчестве и младшем дошкольном возрасте. Все они включают определенный набор симптомов, которые могут быть как проявлениями РАС, так и индивидуальными особенностями малыша. Очень важно не заниматься самодиагностикой, а обращаться за помощью к квалифицированным специалистами. Только они смогут как оценить имеющиеся признаки, проанализировать анамнез, так и точно определить у ребенка наличие или отсутствие той или иной формы аутизма. Родителям нужно понимать, что такие дети требуют не только внимательного отношения со стороны взрослых, постоянной моральной поддержки, но и специализированной коррекции, а возможно и медикаментозной помощи.

Анпилогова Ирина Энгельсовна
Детский невролог, детский эпилептолог, кандидат медицинских наук

Профилактика

Специфической профилактики против аутизма не существует. Специалисты для снижения рисков рождения детей с расстройствами аутического спектра рекомендуют:

  • не принимать без ведома и назначения врача психотропные, противосудорожные и иные препараты аналогичного действия;
  • отказаться от наркотиков и других вредных пристрастий;
  • бережно относиться к здоровью на этапах планирования беременности и во время вынашивания ребенка.

Крайне желательно во время беременности избегать любых контактов с инфекционными больными, регулярно проходить плановые обследования и не предпринимать попыток самостоятельного лечения каких-либо заболеваний.

Узнать больше о расстройствах аутического спектра, пройти диагностические процедуры и получить консультацию врача в рамках коррекционной программы можно в «СМ-Клиника».

Вопрос-ответ
Правда ли, что ребенок с аутизмом никогда не будет нормальным?

Смотря что понимать под понятием «нормальность». Аутизм – не приговор, он не смертелен, хотя накладывает определенные ограничения как на жизнь ребенка, так и на жизнь его родителей. Грамотная помощь, стойкая моральная поддержка и планомерное обучение могут полностью социализировать аутиста, дать ему возможность полноценно развиваться и реализовываться.

Сыну 3 года, он прекрасно говорит, но делает это только тогда, когда ему что-то нужно, может не отвечать на вопросы и просто молчать, когда с ним говоришь. Это аутизм?

Совсем необязательно. Посмотрите на манеру общения: если ребенок передает информацию связно, использует различные словесные конструкции, адаптируется к изменениям окружающих условий, то скорее всего он просто из разряда «молчунов». В любом случае для исключения проблемы желательно обратиться за консультацией к очному специалисту.

Источники

Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра. Разработчик клинической рекомендации Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику Одобрено Научно-практическим Советом Минздрава РФ, 2020.

Башина В. М. «Аутизм в детстве» // М.: Медицина, 1999.

О.С. Никольская. Альманах института коррекционной педагогики «Детский аутизм: пути понимания и помощи». Психологическая классификация детского аутизма. №18. 2014 г.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.