Атипичный аутизм у детей: признаки, причины и возможности коррекции

Специалист:  Педиатр Невролог
Стаж работы: 19 лет
Дата публикации: 17.10.2025
Время прочтения ~  23 мин.
4009

Краткий ответ: атипичный аутизм — это форма расстройства аутистического спектра, при которой симптомы проявляются мягче, выборочно или позже обычного, часто после 3 лет. Раннее выявление особенностей и вовремя начатая коррекция помогают развивать речь, общение и самостоятельность ребёнка и облегчают его адаптацию в детском саду, школе и обществе.

Атипичный аутизм у детей – это одна из форм расстройства аутистического спектра. Его главное отличие в том, что симптомы РАС проявляются не так ярко или ребенок начинает демонстрировать их в более позднем возрасте. Родители могут замечать некоторые особенности в общении, поведении или речи, но далеко не всегда связывают их с аутизмом.

Атипичный аутизм у детей

Что такое атипичный аутизм у детей

Краткий ответ: атипичный аутизм диагностируют, когда есть аутистические черты, но они не полностью соответствуют классической картине — симптомы могут быть ограничены одной сферой или появляться позже трёх лет. Это влияет на общение, поведение и восприятие мира, но интеллект при этом может быть как сохранённым, так и нарушенным.

Атипичный аутизм – это разновидность расстройства аутистического спектра (РАС). Его ключевая особенность в том, что симптомы проявляются не в полной мере или становятся заметны после 3 лет. Из-за этого ребенок может иметь сложности с общением и поведением, но они не так очевидны, как при классическом аутизме. Это часто приводит к более поздней диагностике.

Атипичный аутизм у детей простыми словами означает «не совсем обычный». В медицине это указывает на случай, когда заболевание проявляется не так, как классическая его форма. При атипичном аутизме у ребенка наблюдается неполный набор классических симптомов аутизма. Например, нарушения могут быть заметны только в одной области (скажем, в общении), в то время как в другой (например, интеллект) проблем нет. Из-за этой «смазанности» картины диагноз часто ставится позже.

Расстройство затрагивает ключевые сферы развития, но не все сразу:

  • Общение. Ребенку может быть трудно заводить друзей, понимать правила игры, он может не откликаться на имя, избегать зрительного контакта.
  • Речь. Возможны задержки речевого развития, своеобразная манера речи (например, как «маленький профессор») или эхолалия (повторение чужих фраз).

  • Мышление. Характерна склонность к ритуалам и строгому порядку, трудности с гибким мышлением и восприятием изменений. При этом интеллект часто может быть сохранен.
  • Поведение. Могут присутствовать стереотипии (повторяющиеся движения, например, взмахи руками), чрезмерный или, наоборот, слабый интерес к чему-либо.

Диагноз «атипичный аутизм» был впервые официально внесен в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) под кодом F84.1. Это было важно для описания тех детей, чья симптоматика не укладывалась в строгие критерии классического аутизма, но явно имела аутистическую природу. В современной классификации МКБ-11 это понятие было заменено на единый диагноз «расстройство аутистического спектра» с указанием уровня тяжести, однако термин «атипичный аутизм» все еще широко используется врачами и родителями.

Родителям следует понимать, что чем раньше выявлены особенности развития, тем раньше можно начать специализированную помощь. Раннее вмешательство позволяет развить навыки общения и речи, скорректировать нежелательное поведение, подготовить ребенка к детскому саду и школе. Педиатр сможет оказать правильную и своевременную поддержку семье, научив ее эффективно взаимодействовать с ребенком. Всё это значительно повышает шансы на успешную адаптацию и улучшает качество жизни ребенка в будущем.

Причины развития атипичного аутизма

Точная единая причина развития атипичного аутизма неизвестна. Считается, что в основе лежит сочетание генетических особенностей и факторов, влияющих на развитие мозга на ранних этапах. Часто это не одна причина, а комплекс, который может включать наследственную предрасположенность, определенные мутации генов и, возможно, осложнения во время беременности или родов. Именно это многофакторное взаимодействие и приводит к особенностям в работе нервной системы, которые мы наблюдаем при атипичном аутизме.

РАС является результатом сложного взаимодействия нескольких факторов, а не одной-единственной причины:

  1. Наследственная предрасположенность. Это один из наиболее значимых факторов. Наличие у близких родственников (родителей, братьев, сестер) любого расстройства аутистического спектра значительно повышает риски его развития у ребенка. Речь идет не о наследовании одного конкретного гена, а о комплексе генетических вариаций, которые в совокупности могут сделать нервную систему более уязвимой.
  2. Нарушения внутриутробного развития мозга. Критически важными являются процессы формирования мозга во время беременности. Сбой на этом этапе – будь то нарушение миграции нейронов, формирования нейронных связей (синапсов) или избыточное/недостаточное устранение лишних связей (синаптический прунинг) – может лечь в основу будущих особенностей в восприятии, мышлении и поведении.
  3. Осложнения беременности и родов. Различные неблагоприятные воздействия в перинатальный период могут выступать «спусковым крючком» у генетически предрасположенного ребенка. К таким факторам относятся гипоксия (кислородное голодание) плода, внутриутробные инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус), воздействие токсинов (алкоголь, некоторые лекарства), преждевременные роды и очень низкий вес при рождении.
  4. Нейробиологические особенности обмена нейромедиаторов. Исследования указывают на возможную роль дисбаланса в работе нейромедиаторов – химических веществ, с помощью которых нейроны общаются друг с другом. В частности, изучаются нарушения в глутаматной и дофаминовой системах, которые отвечают за возбуждение, обучение, мотивацию и обработку сенсорной информации. Этот дисбаланс может влиять на то, как мозг обрабатывает сигналы извне.
  5. Сочетание биологических и средовых факторов. Современная модель рассматривает развитие атипичного аутизма как результат комбинации биологической предрасположенности (генетика, особенности мозга) и средовых факторов. Важно понимать, что «средовые» в данном контексте – это не воспитание, а любые внешние воздействия на организм. Неблагоприятная среда может «запустить» генетическую программу у уязвимого ребенка, в то время как благоприятная – поможет скорректировать ее проявления.

Признаки атипичного аутизма у детей

Краткий ответ: при атипичном аутизме ребёнок может меньше стремиться к общению, избегать совместных игр, слабо использовать мимику и жесты, проявлять своеобразие речи и повторяющиеся движения, а также болезненно реагировать на звуки, прикосновения или изменения привычного порядка. При этом отдельные способности (память, счёт, конструирование) могут быть развиты очень хорошо.

При атипичном аутизме симптомы могут быть менее выражены или проявляться выборочно, что затрудняет раннюю диагностику. Чаще всего родители замечают трудности в общении – ребенку сложно заводить друзей, поддерживать диалог и понимать социальные сигналы.

У ребенка с атипичным аутизмом часто наблюдается бедность мимики и жестов, а также заметное отсутствие интереса к совместным играм и общению со сверстниками. Нередко присутствует задержка речевого развития или своеобразное использование слов, когда фразы звучат неестественно, как заученные цитаты. Поведение может включать повторяющиеся движения, например, раскачивания или взмахи руками, и сильно выраженную привязанность к строгим ритуалам.

Признаки атипичного аутизма у детей проявляются и в повышенной избирательности, например, резком ограничении рациона питания, болезненной реакции на определенные звуки или неприятии конкретных тактильных ощущений. Такие дети часто испытывают значительные сложности с концентрацией внимания и с трудом переключаются с одной деятельности на другую, что порой ошибочно принимают за простое упрямство. При этом картина развития может быть неровной. На фоне общих интеллектуальных трудностей могут ярко выделяться отдельные «островки гениальности», например, выдающиеся способности к запоминанию или конструированию.

Симптомы атипичного аутизма: как отличить от классической формы

Краткий ответ: в отличие от классического аутизма, при атипичном варианте симптомы могут быть менее заметны и проявляться позже, а некоторые области развития (например, интеллект или речь) могут быть сохранены. Ребёнок может казаться просто «замкнутым» или «странным», поэтому без целенаправленной оценки особенности нередко остаются нераспознанными до школьного возраста.

Ключевое отличие атипичного аутизма – это неполный набор симптомов, из-за чего картина нарушения выглядит «смазанной». Признаки расстройства часто проявляются в более позднем возрасте, после 3 лет, тогда как при классическом аутизме они заметны гораздо раньше. Например, у ребенка могут быть значительные трудности в общении, но при этом нет задержки речевого развития, или наоборот. Именно эта избирательность и более мягкая выраженность симптомов часто приводят к запоздалой диагностике.

При атипичном аутизме ребёнок может поддерживать эмоциональный контакт с близкими, однако его способность понимать более сложные или чужие эмоции остаётся значительно сниженной. Речь формально развивается, но часто лишена естественной гибкости, приобретая механический оттенок, своеобразные интонации или используясь однообразно, без творческого подхода. В наиболее лёгких, стёртых формах со стороны ребёнок может производить впечатление просто замкнутого, погружённого в себя или несколько странного, из-за чего истинная природа его трудностей долгое время остаётся нераспознанной.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Скрытый (мягкий) аутизм у детей

Краткий ответ: при скрытом, или мягком, аутизме ребёнок внешне может выглядеть просто застенчивым и «в себе», но ему трудно выдерживать социальный контакт, действовать по непредсказуемым правилам и понимать невербальные сигналы. Такие трудности часто проявляются ярче при поступлении в детский сад или школу, когда требования к общению резко возрастают.

Скрытый, или мягкий, аутизм может долгое время оставаться незамеченным, поскольку внешне ребёнок часто производит впечатление просто тихого, застенчивого или погружённого в свой внутренний мир. Его трудности носят неявный характер и проявляются не постоянно, а лишь в определённых ситуациях, например, при необходимости поддерживать беседу или действовать по непредсказуемым правилам. Родители и педагоги могут списывать такое поведение на особенности характера, из-за чего реальная потребность ребёнка в поддержке и адаптации возникает гораздо позже.

Скрытый аутизм у детей может не иметь ярких симптомов, но при этом ребенок будет устойчиво избегать активного общения, редко проявлять эмоции на лице и склоняться к тому, чтобы подолгу «уходить в свой мир» фантазий или узких интересов. Эти черты часто становятся особенно заметными с началом школьного обучения, когда резко возрастают требования к постоянному социальному контакту, работе в команде и быстрой адаптации в непредсказуемой школьной среде.

В такой ситуации ключевую роль играет внимательное наблюдение за ребёнком и проведение мягкой, но тщательной диагностики у клинического психолога или нейропсихолога. Специалист может выявить те специфические трудности в обработке сенсорной информации, понимании социальных контекстов и гибкости мышления, которые не очевидны при поверхностном взгляде, но серьезно мешают обучению и комфорту ребёнка.

Скрытый (мягкий) аутизм у детей

Атипичный аутизм у детей без умственной отсталости

Краткий ответ: при атипичном аутизме без умственной отсталости ребёнок может хорошо справляться с учебной программой и иметь глубокие интересы, но испытывать серьёзные трудности в общении, понимании эмоций и «неписаных правил» поведения. В этом случае основная задача помощи — не столько обучение, сколько поддержка социальной адаптации и эмоциональной сферы.

Атипичный аутизм не всегда сопровождается умственной отсталостью, и у многих детей интеллект может быть полностью сохранен или даже высоким. Однако при этом у них наблюдаются выраженные трудности в социальной адаптации, такие как неумение заводить друзей, понимать неписаные правила общения и поддерживать диалог. Их познавательные интересы часто очень глубоки, но избирательны и ограничены узкой темой. Эта диссоциация – нормальный интеллект при значительных социальных трудностях является ключевой особенностью такой формы расстройства.

Ребёнок может демонстрировать блестящие способности в отдельных областях, например, рано научиться читать или оперировать сложными цифрами, при этом испытывая серьёзные затруднения в понимании эмоций других людей, шуток или намёков. Его успехи в освоении школьной программы часто соседствуют с выраженными сложностями в построении дружеских отношений, совместной работе в группе и болезненным восприятием любых изменений в привычной обстановке или распорядке дня.

Если диагностирован атипичный аутизм у детей без умственной отсталости, то характерной чертой патологии является глубокая поглощённость узкими, часто недетскими интересами, такими как техника, схемы метро или классификация динозавров, когда ребёнок готов говорить и изучать только эту тему. Именно поэтому, несмотря на сохранный интеллект, для его успешного обучения и адаптации необходимы специально адаптированные образовательные программы и психолого-педагогическое сопровождение, помогающее ему компенсировать социальные трудности и максимально раскрыть свой потенциал.

Умственная отсталость при атипичном аутизме

Краткий ответ: если атипичный аутизм сочетается с умственной отсталостью, к нарушению общения и поведения добавляется отставание в освоении речи, бытовых навыков и учёбы. Таким детям особенно необходимы специальные программы обучения, направленные на развитие базовых навыков самообслуживания, коммуникации и практических умений.

У части детей с атипичным аутизмом расстройство сопровождается интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести. В таких случаях к социальным и коммуникативным трудностям добавляется общее отставание в познавательном развитии и освоении бытовых навыков. Это сочетание усложняет процесс обучения и адаптации, требуя более интенсивной и специализированной поддержки. При этом картина развития часто остается неравномерной. На фоне общего снижения интеллекта могут сохраняться отдельные способности, например, к механическому запоминанию или зрительному восприятию.

Умственная отсталость у детей с аутизмом накладывается на специфические аутистические трудности. Это проявляется в значительном отставании не только в социальной сфере, но и в развитии речи, освоении навыков самообслуживания и способности к обучению по стандартным программам. Ребёнку может быть крайне сложно понять обращённую речь, овладеть бытовыми действиями или усвоить академические знания.

Ключевую роль в помощи таким детям играют комплексные коррекционные программы, включающие индивидуальные занятия с дефектологом, логопедом и психологом. Их главная цель – развить функциональные навыки, необходимые для повседневной жизни, и преодолеть барьеры в общении. Несмотря на сложности, раннее начало систематической коррекционной работы открывает значительные возможности для развития, позволяя максимально раскрыть потенциал ребёнка, адаптировать его к окружающему миру и улучшить качество жизни всей семьи.

Диагностика атипичного аутизма

Краткий ответ: диагноз «атипичный аутизм» ставится только врачом на основе наблюдения за ребёнком, беседы с родителями и применения специальных диагностических методик. Онлайн-тесты могут лишь подсказать, что есть повод для обращения к специалисту, но не заменяют полноценную клиническую оценку.

Диагноз «атипичный аутизм» ставит врач-психиатр, иногда совместно с неврологом, на основе комплексного обследования. Специалист наблюдает за поведением и игрой ребенка, проводит специальные тестовые задания и подробно беседует с родителями о развитии, навыках и особенностях их ребенка. Такой всесторонний подход позволяет выявить даже неявные нарушения в коммуникации, социальном взаимодействии и поведении, которые характерны для этой формы расстройства.

Процесс диагностики начинается с тщательного анализа истории раннего развития ребенка и его текущего поведения, который врач собирает в беседе с родителями. Для объективной оценки используются стандартизированные методы наблюдения и тестирования, такие как шкалы ADOS, CARS и опросник M-CHAT, позволяющие оценить социальные навыки, коммуникацию и наличие стереотипных моделей поведения. Параллельно логопед оценивает речевое развитие, нейропсихолог – особенности мышления и восприятия, а дефектолог – уровень практических навыков и потенциал к обучению.

Поставить достоверный диагноз только на основании онлайн-тестов невозможно, так как они не учитывают всего многообразия поведения ребенка в реальной жизни, нюансов его развития и не могут заменить собой профессиональное клиническое наблюдение. Онлайн-тесты могут служить лишь первым шагом для обращения к специалисту, но не заменяют полноценной очной диагностики.

Диагностика атипичного аутизма

Коррекция и помощь детям с атипичным аутизмом

Краткий ответ: полностью «убрать» аутизм невозможно, но коррекционные программы с участием дефектолога, логопеда, психолога и педагога помогают развивать речь, обучение, социальные и бытовые навыки. Чем раньше начата систематическая работа и чем активнее включены родители, тем больше возможностей для адаптации и самостоятельности ребёнка.

Основу помощи составляет комплексный подход с участием команды специалистов. Регулярные занятия с дефектологом, логопедом и психологом направлены на развитие речи, коммуникативных навыков и коррекцию поведения. Раннее начало такой работы позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка, научить его справляться с трудностями и успешно адаптироваться в обществе. При этом важнейшим элементом успеха является активное участие и обучение самих родителей методам взаимодействия со своим малышом.

Коррекция и помощь детям с атипичным аутизмом строится на сочетании нескольких направлений:

Специализированные коррекционные методики

Применяются программы ABA-терапии для формирования нужных навыков и поведения, занятия по сенсорной интеграции для снижения чувствительности к раздражителям и нейрокоррекционные упражнения для развития внимания, памяти, мышления.

Работа с профильными специалистами

Логопед-дефектолог помогает преодолеть задержки и особенности речи, а психолог работает с эмоциональной сферой, трудностями в общении и страхами.

Активное включение родителей в процесс

Обучение родителей методам взаимодействия и развития ребенка – залог успеха. Это обеспечивает постоянное закрепление навыков в повседневной жизни.

Создание поддерживающей среды в образовательных учреждениях

Для успешной адаптации в детском саду и школе важны индивидуальный подход к обучению, создание предсказуемого распорядка и, при необходимости, помощь тьютора.

Прогноз и адаптация ребёнка с атипичным аутизмом

При лёгких формах атипичного аутизма и своевременно начатой коррекции многие дети способны достичь высокого уровня адаптации. Они могут успешно осваивать школьную программу, приобретать социальные навыки и в дальнейшем вести самостоятельную жизнь. Ключевыми факторами успеха являются ранняя диагностика, непрерывная коррекционная поддержка, создание принимающей среды в семье и образовательном учреждении. Комплексный подход позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка и смягчить проявления расстройства.

Прогноз развития ребёнка с атипичным аутизмом в решающей степени зависит от своевременного начала коррекционных занятий, которые позволяют целенаправленно развивать его сильные стороны и компенсировать трудности. Навыки, такие как умение поддерживать беседу, заводить друзей и понимать социальные сигналы, формируются у таких детей постепенно, через последовательное обучение и постоянную практику в поддерживающей обстановке.

Успешная адаптация строится на комплексной помощи, которая фокусируется на развитии коммуникации, понимании собственных и чужих эмоций, а также формировании бытовой самостоятельности. Не менее важна стабильная и терпеливая поддержка семьи, которая создаёт для ребёнка эмоционально безопасную среду, помогает ему справляться с тревогой и является главным источником веры в его силы на протяжении всего жизненного пути.

Прогноз и адаптация ребёнка с атипичным аутизмом

Часто задаваемые вопросы родителей

Чем атипичный аутизм отличается от классического?

Главное отличие – в выраженности и наборе симптомов. При атипичном аутизме признаки расстройства проявляются не в полной мере или становятся заметны после 3 лет, тогда как при классическом они очевидны гораздо раньше. Например, у ребёнка могут быть значительные трудности в общении, но при этом не наблюдаться задержки речевого развития. Кроме того, при атипичной форме интеллект часто сохраняется, что позволяет детям лучше осваивать академические знания, несмотря на социальные сложности.

Можно ли вылечить атипичный аутизм?

Атипичный аутизм, как и другие формы РАС, является врожденной особенностью развития нервной системы, которую нельзя «вылечить» полностью, то есть сделать человека нейротипичным. Однако с помощью своевременной и систематической коррекции можно значительно компенсировать основные трудности. Целью помощи является не «излечение», а развитие навыков общения, адаптации и самостоятельности, что позволяет человеку успешно учиться, работать и улучшить качество своей жизни.

Когда стоит обратиться к врачу?

Поводом для консультации у невролога или детского психиатра служат стойкие особенности в поведении, которые не проходят со временем. Тревогу должны вызывать такие признаки, как постоянное избегание зрительного контакта и общения со сверстниками, отсутствие реакции на собственное имя или обращённую речь. Также важно обратиться к специалисту, если ребёнок теряет ранее приобретённые речевые или социальные навыки, например, перестаёт использовать слова или утрачивает интерес к совместным играм.

Можно ли обучать ребёнка с атипичным аутизмом в обычной школе?

При лёгкой форме атипичного аутизма и достаточной подготовке обучение в обычной школе часто возможно. Ключевым условием успеха является организация специальной поддержки, которая включает индивидуальный подход к подаче материала и помощь в социализации. Для этого может потребоваться тьютор, который поможет ребёнку ориентироваться в школьных правилах и общении с одноклассниками. Такой комплексный подход позволяет таким детям не только осваивать программу, но и постепенно развивать необходимые социальные навыки в среде сверстников.

Заключение

Атипичный аутизм у детей симптомы может иметь разные, в зависимости от тяжести формы заболевания. Но важно понимать, что это состояние, требующее внимания, но не являющееся приговором для малыша и его семьи. Для своевременной диагностики родителям следует внимательно наблюдать за развитием ребёнка с раннего возраста, чтобы вовремя заметить особенности в общении, поведении или речи. Ключом к значительному улучшению качества жизни является своевременная помощь команды специалистов – дефектологов, логопедов и психологов, использующих эффективные коррекционные методики. При этом постоянная поддержка, терпение и активное участие родителей в процессе занятий становятся основой для успешной адаптации ребёнка, помогая ему максимально раскрыть свой потенциал и найти своё место в обществе.

Источники

  1. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10): F84.1 — Атипичный аутизм. — Женева: ВОЗ, 2016.
  2. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11): Расстройства аутистического спектра. — Женева: ВОЗ, 2022.
  3. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5-TR). — Вашингтон, 2022.
  4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Аутизм у детей: структура нарушений и принципы коррекции. — Москва: МГППУ, 2021.
  5. Киселёва Т.А. Аутизм у детей: диагностика, коррекция, обучение. — Санкт-Петербург: Речь, 2020.
  6. Намазова-Баранова Л.С., Барканова О.Ю., Поляков В.В. Расстройства аутистического спектра у детей: современные подходы к диагностике и терапии. // Вопросы современной педиатрии. — 2021. — №4.

Статьи по теме

Дата публикации:16.05.2025
Дата обновления:22.05.2025
Температура у ребенка не сбивается: что делать, почему это происходит и как помочь
В этой статье мы разберем, почему температура у ребенка иногда не сбивается, и выясним, когда можно обойтись домашним лечением, а когда — обратиться к врачу.
Подробнее
18мин.
284423
Дата публикации:16.05.2025
Дата обновления:22.05.2025
Нормальная температура у ребёнка: таблица по возрасту, когда беспокоиться и как измерять
Температура тела у маленьких детей отличается от взрослой — она может сильно меняться в зависимости от возраста, времени суток и даже настроения.
Подробнее
17мин.
199294
Дата публикации:16.05.2025
Дата обновления:22.05.2025
Какую температуру у ребёнка нужно сбивать и при какой не стоит
Когда у ребёнка поднимается температура, многие родители начинают паниковать. Кажется, что чем быстрее сбить жар, тем лучше. Но на самом деле не любую температуру нужно сбивать сразу — иногда организм именно так борется с вирусом или бактериями.
Подробнее
17мин.
249228
Дата публикации:05.06.2022
Дата обновления:22.05.2025
Прививка от гепатита A: схема вакцинации, побочные действия, противопоказания
Гепатит A, именуемый в народе желтухой, а среди медиков болезнью Боткина, встречается у 60% детей до 10 лет.
Подробнее
7мин.
266785
Дата публикации:05.06.2022
Дата обновления:22.05.2025
Прививка детям, календарь прививок – все о вакцинации ребенка
Вакцинация детей на сегодняшний день остается самым эффективным способом предотвращения многих опасных инфекционных заболеваний.
Подробнее
8мин.
31913
Дата публикации:05.06.2022
Дата обновления:22.05.2025
Как вызвать детскую платную скорую помощь в Москве: особенности
В детском возрасте обычные заболевания и даже незначительные травмы могут за считанные минуты перерасти в угрожающее жизни состояние. Предугадать, когда понадобится срочное вмешательства врача, невозможно.
Подробнее
8мин.
4168
Дата публикации:05.06.2022
Дата обновления:22.05.2025
Как вызвать детского врача на дом в Москве
Дети болеют часто и очень разнообразно, у родителей не всегда получается отвести ребенка в поликлинику сразу после первых признаков заболевания.
Подробнее
8мин.
6651
Дата публикации:05.06.2022
Дата обновления:22.05.2025
Защита для Вашего ребенка от вируса гриппа
Одним из уникальных и наиболее выдающихся свойств всех вирусов гриппа является высокая частота изменений антигенной структуры - другими словами вирус быстро приспосабливается.
Подробнее
6мин.
6240
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава
На сайте используются cookies с целью повышения удобства пользования сайтом и доступности персонализированных сервисов.
Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookies и Политикой в отношении обработки персональных данных.
Настройки cookies могут быть изменены в параметрах вашего браузера.