Найти врача

Диагностика речевого развития

Специалист: Логопед-дефектолог

  • Врачи
  • Цены

Диагностика речевого развития

Диагностика развития речи – это основа работы любого логопеда. Именно подробное и всестороннее тестирование ребенка позволяет выявить соответствие его речевого развития возрасту, выявить конкретные дефекты и патологии, а также составить план дальнейших действий. От качества диагностики также зависит успех коррекционных мероприятий. Логопеды-дефектологи клиники «СМ-Доктор» проводят комплексную диагностику психофизических процессов и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, а также школьников с использованием современных методик. По результатам тестов выдается подробное заключение с рекомендациями.

Нормы развития речи в раннем и дошкольном возрасте

Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе: одни начинают разговаривать быстрее, другие – медленнее. Тем не менее, существуют базовые нормы речевого развития, на которые можно опираться как специалистам, так и родителям. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребенок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

В раннем возрасте у малыша закладываются первые зачатки будущей речи. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная переодизация позволяет отделить норму от патологии:

  • Стадия крика длится от рождения до 6-8 недель. Крик и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам.
  • Стадия гуления длится от 2 до 5 мес. Гукающие звуки в сочетании с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, ага, гы). Это начало важного периода - коммуникации, общения с окружающими.
  • Стадия лепета. Занимает по продолжительности 6-7 месяцев и длится почти до конца 1 года жизни ребенка, а точнее до 11 месяцев. Для нее характерен лепет, состоящий в начале из отдельных слогов (ба,па), переходящих позднее в слоговые цепочки (бабаба, папапа), а затем в следующую стадию - первые слова (папа, мама, баба).
  • Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эта стадия, когда ребенок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он непросто произносит цепочку слогов, а соотносит слово мама с реальным предметом, реагирует на появление папы, словом папа.

После 2 лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу. Дети чаще используют односложные предложения. По окончанию 2 года жизни в предложении может быть и три, и четыре слова.

Главной особенность 3-4 летних детей является способность активного общения с людьми. Иногда они делают ошибки. В активном лексиконе появляется много разных вопросов: почему? зачем? как? Речь ребенка в 4 года становится более понятной, он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы.

К 4-5 годам фразы становятся более развернутыми, количество дефектов произношения стремительно сокращается. К 6-7 годам ребенок должен говорить чисто и свободно, уметь пересказывать короткие тексты и составлять рассказы по картинке или серии картинок.

Специалист проведет диагностику речевого развития ребенка и определит, требуются ли ему дополнительные занятия.

Оценка развития речи детей дошкольного возраста

Речь – это сложное понятие. Ее качество зависит не только от умения выговаривать отдельные звуки, составлять из них слоги, а затем – слова. Главной задачей логопеда является оценка как конкретного аспекта, так и процесса разговора, в целом. Современные методики диагностики развития речи детей младшего дошкольного возраста состоят из нескольких блоков.

Активный словарь

Активный словарь – это тот запас слов, который ребенок использует в повседневной речи. В процессе оценки логопед обращает внимание на следующие критерии:

  • примерное количество слов, которые использует малыш;
  • умение подбирать синонимы и антонимы;
  • использование прилагательных, глаголов, наречий.

В процессе диагностики используются задания различных типов. Ребенка просят показать конкретное изображение или, наоборот, назвать, что нарисовано на картинке, объединить слова по какому-либо признаку, подобрать синоним или антоним, указать признаки предмета и т.п.

Артикуляция (произношение звуков)

На этом этапе логопед определяет, как ребенок произносит те или иные звуки по отдельности, в составе слогов и слов. Обращается внимание на смягчение, искажение, замену или пропуск отдельных фонем. Как правило, тесты начинаются с простейших заданий и постепенно двигаются к более сложным.

Грамматическое построение речи

Правильное построение фраз – важный речевой навык для дошкольника. Для его оценки используются следующие задания:

  • составление простых предложений из 2-7 слов, предложенных в исходной форме (без учета рода, падежа, склонения и т.п.);
  • восстановление предложений из разбросанных слов;
  • составление сложных предложений на основе предложенных рисунков;
  • ответы на вопросы по карточкам (оценивается умение видоизменять слова в зависимости от предложения).

Сложность заданий зависит от возраста ребенка.

Связность речи

Оценка связности фраз – важный этап в диагностике уровня развития речи ребенка. В норме перед школой ребенок должен уметь составить связный рассказ по изображениям, пересказать текст или сюжет мультфильма. В зависимости от возраста специалист просит:

  • закончить фразу по содержанию изображения;
  • составить рассказ по серии картинок или с использованием нескольких разрозненных изображений;
  • рассказать о каком-либо событии в жизни;
  • придумать и рассказать сказку и т.п.

Как правило, все задания проводятся в игровой форме, поскольку из-за стресса ребенок может замкнуться. Это может стать причиной необъективной оценки.

Важность диагностики развития речи

Речь – это один из важнейших аспектов жизни человека. Если ребенок идет в школу, имея какие-либо речевые дефекты и проблемы, он может стать объектом насмешек и даже травли. Это, в свою очередь, приводит к серьезным психологическим проблемам. Кроме того, отсутствие коррекции нарушений речи влечет за собой другие расстройства со сходным механизмов формирования: дислексию и дисграфию (нарушение чтения и письма, соответственно).

Современные методы диагностики речевого развития детей позволяют выявить самые разные дефекты и расстройства, а также подобрать эффективные методики их коррекции. Главное своевременно обратиться к специалисту и не пускать процесс на самотек.

Логопеды клиники «СМ-Доктор» приглашают всех родителей, заботящихся о качестве речи своего ребенка, записать его на диагностику. Только специалист может точно сказать, соответствует ли развитие малыша норме и вовремя устранить недостатки. Запись ведется по телефону и через сайт.

Цены на диагностику речевого развития

Наименование услуги Цена (руб.)
Первичная диагностическая консультация логопеда (продолжительность до 60 мин) 2 300
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин) 1 500
Консультация логопеда-дефектолога, кандидата медицинских наук 2 600
Консультация логопеда-дефектолога, доктора медицинских наук 3 800
Диагностика речевого развития с оформлением логопедической характеристики 2 500
Услуги детского отделения в городе Солнечногорске оказываются со скидкой 15% от указанных в прайс-листе цен

Врачи ведут прием в следующих клиниках:
Записаться на прием
  • Запись через сайт является предварительной.
    Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии

Позвонить
Заказать звонок