Артикуляционно-координационный тренинг (артикуляционная гимнастика)

Артикуляционная гимнастика для детей – это комплекс упражнений, направленных на улучшение качества речи (укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе ). Во время выполнения упражнений тренируются мимическая мускулатура, язык, голосовые связки и дыхательная система. Такие упражнения используются при различных видах нарушений речи от заикания до общего недоразвития.

Специалисты детского отделения «СМ-Клиника» проводят занятия по логопедической артикуляционной гимнастике для детей любого возраста от дошкольного до подросткового. Мы научим маленького пациента управлять своей речью, а также поможем родителям освоить базовые упражнения для тренировок в домашних условиях.

Первичный приём
2 800
О здоровье вашего ребенка заботится 15 детских логопедов-дефектологов

Что такое общая артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика (артикуляционно-координационный тренинг) – это специальные упражнения, направленные на развитие речи ребенка. Они позволяют улучшить подвижность языка и губ, силу их движений, а также помогают малышу запомнить их правильное расположение друг относительно друга, необходимое для четкого проговаривания конкретных звуков. Регулярное повторение упражнений помогает закрепить правильное произношение и довести его до автоматизма.

Артикуляционная гимнастика бывает 2 видов: пассивная-взрослый выполняет за ребенком упражнения и активная-ребенок самостоятельно выполняет упражнения. Все упражнения комплекса делятся на статические (упражнения, направленные на выработку правильной позы) и динамические (направленные на правильное выполнение движений).

В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это универсальные упражнения. Они могут проводиться при нормальном развитии речи ребенка. В этом случае занятия направлены на ускорение процессов созревания речевого аппарата. Тренинг показан и при различных видах нарушений речи:

  • заикание;
  • нечеткое произношение конкретных звуков и слогов;
  • общее недоразвитие речи;
  • алалия, афазия и другие состояния, вызванные органической патологией головного мозга.

Комплексы артикуляционных упражнений

Губы, щеки и язык играют основную роль в произношении звуков, вот почему именно им уделяется максимальное внимание в упражнениях артикуляционной гимнастики для детей.

Упражнения для губ

Упражнения для губ включают, в основном, статические задания: растянуть губы в улыбке при закрытом рте или так, чтобы были видны зубы, вытянуть трубочкой или округлить так, чтобы получилось кольцо. Выдыхание воздуха через зажатую во рту трубочку не только тренирует губы, но и способствует развитию дыхательной системы. Улучшить подвижность поможет упражнение «художник», для выполнения которого нужно зажать в губах съедобную палочку и «нарисовать» с ее помощью какие-либо простые фигуры. Эту же палочку можно удерживать, прижимая верхней губой к основанию носа.

Многим детям нравится изображать лошадку, фыркая ртом, а также поочередно заводить верхние и нижние губы под зубы противоположной челюсти.

Комплекс для языка

Тренировка язычка ребенка играет важную роль в артикуляционной гимнастике. Чтобы улучшить его подвижность можно:

  • облизывать губы (для большего удовольствия можно намазать их вареньем);
  • делать из язычка лопату, чашечку, трубочку или вытягивать его вперед;
  • облизывать леденец, который взрослый держит то с одной, то с другой стороны рта;
  • двигать вверх-вниз, вправо-влево и по кругу как внутри рта, так и снаружи;
  • цокать языком;
  • «чистить зубы», облизывая их со всех сторон кончиком языка и т.п.

Комплекс для щек

Чтобы укрепить мышцы щек, ребенок может:

  • выдувать мыльные пузыри или пускать их через трубочку в стакане воды;
  • изображать сытого или голодного хомяка, надувая и втягивая щеки;
  • имитировать лопнувший шарик: надуть щеки, закрыв при этом рот, а затем хлопнуть по ним ладошками, чтобы воздух вышел.

Артикуляционная гимнастика по возрасту

При подборе упражнений в соответствии с возрастом малыша, нужно придерживаться простого правила: чем младше ребенок, тем проще и веселее должны быть занятия. В 2-3 года достаточно выполнять простейшие комплексы, направленные на общее развитие речевого аппарата: высовывать язык, слизывать с губ варенье, изображать лошадку и т.п. Веселые картинки и стишки помогут превратить тренировку в настоящую игру.

В 3-4 года занятия становятся серьезнее, но их длительность по-прежнему не превышает 10-12 минут. В это время можно активно использовать различные статические упражнения, при которых нужно удерживать какую-либо гримасу в течение 10-15 секунд.

Если ребенок уже посещает подготовительную группу детского сада или пошел в первый класс, задания еще более усложняются. К предыдущим комплексам можно добавить сложные движения языком и губами, а также упражнения, направленные на тренировку конкретных звуков («р», «л», шипящие).

Общие правила и советы родителям

Чем младше ребенок, тем быстрее он устает от любых однообразных занятий. Ему трудно долго оставаться сосредоточенным на чем-либо, вот почему даже лечебные тренировки должны быть строго дозированными. Первые сеансы обычно включают не более 2-3 упражнений с 4-5 повторениями каждого из них. Постепенно комплекс расширяется, однако нежелательно затягивать гимнастику более, чем на 10-12 минут. Для достижения успеха необходимо:

  • выполнять занятия регулярно, не менее 1 раза в день (но и не чаще 2-3 раз);
  • избегать конфликтов и принуждения во время упражнений, чтобы не спровоцировать негативизм;
  • включать новые упражнения в комплекс постепенно;
  • выполнять упражнения перед зеркалом, причем так, чтобы взрослый располагался сзади малыша;
  • контролировать правильность выполнения каждого движения, при необходимости помогать ребенку (например, двигать язык или губы с помощью ложки).

Родителям желательно посетить несколько логопедических тренировок, которые проводит специалист, чтобы понять, как именно нужно работать с ребенком.

Логопеды детского отделения «СМ-Клиника» приглашают всех, кто хочет улучшить речь своего ребенка на занятия артикуляционной гимнастикой. Мы не только подберем комплекс упражнений, который придется по нраву малышу, но и научим Вас выполнять их дома. Помните, только совместная работа родителей, логопедов и врачей поможет справиться с нарушениями речи и избавит ребенка от проблем в школе.

Цены на артикуляционно-координационный тренинг (артикуляционная гимнастика)

Наименование услуги Цена
Консультация логопеда первичная диагностическая (продолжительность до 60 мин)
2 800 руб.
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин)
2 200 руб.
Артикуляторно-координационный тренинг (продолжительность 20 мин)
1 150 руб.
Занятие с использованием «Умного зеркала»
2 500 руб.

С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону +7 (495) 432-51-25

* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (495) 432-51-25.

Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.

Наши специалисты

Все врачи
м. Войковская
м. Марьина роща
м. Юго-Западная
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава