Замкнутость детей и подростков

Лечением данного заболевания занимается психолог

Замкнутость детей и подростков часто сбивает родителей с толку, вызывает растерянность и тревогу, нередко становится поводом для обращения к детскому психологу. Со стороны все кажется благополучным. Ребенок играет или занимается своими делами, не требуя внимания родителей, не убегает в компании сверстников, не доставляет беспокойства поздними возвращениями.

Окружающие говорят, что в семье растет беспроблемный малыш. Но на самом деле все не так радужно. Замкнутость или интровертность, как называют эту черту характера психологи, является состоянием пониженной коммуникативной активности, а не робостью или стеснительностью, свойственным многим малышам. Нелюдимость, постоянное стремление находиться в одиночестве, мешает нормально развиваться. К тому же эта особенность личности может быть признаком расстройства психики.

Поэтому, если ребенок растет нелюдимым, не имеет друзей не из-за того, что стесняется подойти к сверстникам, а просто предпочитает находиться в одиночестве, нежелательно откладывать консультацию психолога. Своевременная помощь специалиста позволит избавить малыша от трудностей в детстве и избежать серьезных проблем во взрослой жизни. Чем раньше будет выявлена патология, тем больший эффект даст психологическая коррекция.

Классификация

В зависимости от происхождения замкнутость бывает трех видов.

  • Ситуационная: возникает неосознанно только в определенных ситуациях. Этот тип замкнутости является сознательным выбором личности. Выраженное снижение коммуникабельности в отдельные моменты считается защитной реакцией, помогающей ребенку избегать болезненных эмоций и излишнего напряжения, а также более продуктивно функционировать. Умение ограничивать коммуникативность время от времени – признак хорошей приспособляемости, пластичности психики.
  • Социальная. Осознанное физическое и эмоциональное отстранение от общения с социумом. Этот тип замкнутости характерен для детей, склонных к депрессии, социофобии и пр.
  • Патологическая. Развивается на фоне психического расстройства, чаще всего шизофрении или аутизма.

По времени присутствия нарушения выделяют периодическую и постоянную замкнутость. По тяжести проявлений нелюдимость имеет легкую, среднюю и тяжелую степень выраженности. В последнем случае ребенок не контактирует с социумом, не испытывая при этом проблем.

Симптомы замкнутости ребенка

Характерные черты замкнутых малышей или подростков – мрачность и неприветливость. Они стараются не контактировать со взрослыми и сверстниками, избегают коллективных мероприятий и шумных игр, предпочитают одиночество. К основным признакам замкнутости, проявляющимся в детском возрасте, относятся:

  • полное отсутствие или незначительное количество друзей (не более 1-2), общение с которыми сведено к минимуму;
  • скрытность: малыш ни с кем, даже с мамой, не делится своими чувствами, хотя его могут переполнять эмоции;
  • низкий интерес к окружающему, практически полный уход в себя;
  • плохая адаптация к новому коллективу, стремление держаться в стороне и молча наблюдать;
  • неразговорчивость или полное молчание, а при непреодолимой потребности спросить что-то – произнесение слов шепотом;
  • безынициативность, отсутствие личного мнения и стремления давать оценку происходящему;
  • телесная скованность и отсутствие эмоций;
  • выраженные трудности, вплоть до стресса, при необходимости прочитать стишок на утреннике, ответить у доски или выступить с докладом.

Есть и физические признаки детской замкнутости. У таких малышей частое, неглубокое дыхание, они практически не жестикулируют, руки в основном держат в карманах или за спиной. Часто жалуются на боль в животе, хотя каких-либо медицинских причин на врачебном осмотре не выявляется. Из-за отсутствия заинтересованности могут появиться проблемы в учебе.

Причины детской замкнутости

Вполне вероятно, что у нелюдимого малыша просто тонкая душевная организация. Он очень раним, и поэтому старается отгородить от всех свое личное пространство. Ничего удивительного в этом нет, особенно если такой стиль поведения принят в семье и мама с папой ведут себя точно так же: отдыхают после работы не в кругу семьи, а с головой уходят в личные гаджеты. Дети всегда копируют привычки родителей.

Среди других причин детской замкнутости специалисты выделяют:

  • неуверенность в себе;
  • несформированные коммуникативные навыки;
  • травмы или заболевания, наложившие отпечаток на внешность;
  • чрезмерный родительский контроль и вторжение в личное пространство малыша;
  • особенности темперамента, сочетающиеся с излишне строгим воспитанием или недостатком внимания;
  • психологические травмы (развод родителей, попадание в детский дом или интернат, болезнь или смерть близких);
  • негативный опыт отношений со сверстниками или взрослыми (травля в классе или во дворе, моральные и физические унижения);
  • психические отклонения (аутизм, тревожное расстройство и пр.).

В зависимости от того, какая причина послужила формированию замкнутости у ребенка, для коррекции нарушения потребуется помощь определенного специалиста, психолога или психиатра. Кроме этого, немаловажное значение в возращении ребенку возможности нормально жить и общаться в социуме отводится родителям.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Диагностика замкнутости у ребенка

При появлении подозрений, что у малыша не обычная застенчивость, а замкнутость, необходимо показать его педиатру. Врач проведет беседу с ребенком и его родителями, выяснит особенности жизни маленького пациента, осмотрит его. Для необщительной личности характерна скованность движений, напряженность, отрицательное отношение к беседе, односложные ответы, раздражение.

При подтверждении замкнутости легкой степени специальное лечение не потребуется. Достаточно изменения семейных взаимодействий, организации подходящих условий для жизни малыша, а также коррекции поведения родителей по отношению друг к другу и ребенку. Если нелюдимость оказывает негативное влияние на повседневную жизнь, препятствует социализации, обучению, требуется осмотр психотерапевта или психиатра. Для выявления причины и оценки степени выраженности застенчивости применяют различные методики:

  • психодиагностические опросники;
  • тесты интерпретации ситуаций;
  • рисуночные методы.

По результатам диагностики маленькому пациенту подбирают индивидуальный протокол лечения.

Экспертное мнение врача

Родители иногда путают замкнутость и необщительность ребенка с застенчивостью. Это неудивительно, ведь реакции чрезмерно застенчивых и замкнутых детей во многом сходны. Они практически одинаково реагируют на изменения в привычном распорядке жизни, встречу с незнакомцем и все новое, с чем приходится сталкиваться. Но если застенчивость не несет никаких угроз здоровью ребенка, отсутствие коррекции замкнутости чревато серьезными осложнениями. Чаще всего у таких детей отмечается отставание в развитии.

Кроме этого, нелюдимым малышам будет очень сложно во взрослой жизни. В большинстве случаев такие люди не могут получить профессию, найти нормальную работу, создать семью. Чем дольше у ребенка сохраняется замкнутость, тем больше она прогрессирует и сложнее поддается коррекции. Очень важно при появлении первых подозрений на патологическое состояние обратиться за консультацией к педиатру, детскому неврологу или психиатру.

Грязнова Наталья Анатольевна
Детский физиотерапевт, детский психотерапевт

Лечение необщительных детей

Замкнутость, снижающая качество жизни ребенка и препятствующая его социализации, требует коррекции. Наиболее эффективными методами восстановления и развития коммуникативных навыков детей считаются:

  • различные тренинги межличностного общения;
  • психотерапия и игротерапия;
  • чтение соответствующих ситуации сказок и пр.

Если причиной замкнутости стало психическое расстройство, проводят медикаментозную терапию основной патологии.

Во время курса лечения родителям и другим членам семьи рекомендуется больше общаться с ребенком, ненавязчиво расширять круг его знакомых, чаще интересоваться мнением по разным, даже незначительным бытовым вопросам, развивать способность описывать свои чувства. Все рекомендации по поведению с маленьким членом семьи даст психолог во время индивидуальной консультации.

Профилактика

Чтобы не допустить развития замкнутости у ребенка, с самого раннего возраста нужно создать условия для эффективной коммуникации:

  • учить знакомиться и контактировать с людьми разного возраста;
  • спрашивать мнения и совета по различным бытовым вопросам;
  • поощрять стремление к расширению круга общения;
  • привлекать к участию в общении со своими знакомыми;
  • чаще посещать общественные места, брать малыша с собой в гости, магазин, на выставку и пр.

Вопросы и ответы

Почему ребенок может стать замкнутым?

Причин для появления в характере детей с нелюдимостью несколько, но основными считаются недостаток внимания и общения в семье, постоянные упреки и недовольство родителей, запреты на высказывание своего мнения, чрезмерно строгий стиль воспитания.

В чем опасность детской замкнутости?

Дети, имеющие этот синдром, не могут общаться, поэтому постоянно находятся в одиночестве, плохо развиваются физически и эмоционально. Замкнутость в подростковом возрасте чревата появлением у ребенка склонности к употреблению алкоголя или наркотиков, которые, как им кажется, восполнят дефицит общения.

Поддается ли замкнутость лечению?
Да. Нелюдимость, спровоцированную физическими причинами, достаточно легко можно скорректировать. В случае если речь идет психическом расстройстве, на первый план выходит психотерапия, а прогнозы неоднозначны.
Как помочь замкнувшемуся в себе ребенку?

Лучшее решение в этом случае – обращение за консультацией к детскому психологу. Специалист сможет понять, какие причины спровоцировали нелюдимость, и постарается найти пути решения проблемы.

Источники

Мурчакова Ольга Васильевна, Тимошина Елена Игоревна К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // НАУ. 2015. №2-8 (7).

Нямаа Жанцан Структура личностных качеств у детей, переживших психическую травму // Наука и школа. 2011. №4.

Литвиненко Наталья Валерьевна Психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №5.

Крукович Е.В., Ульянов И.Г., Каблуков Д.А., Корнеева Е.А., Ульянов Е.И., Михалёва Л.Д., Догадина Н.А. Проблемы нервно-психического здоровья подростков // ТМЖ. 2017. №3.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава