Заикание у детей

Лечением данного заболевания занимается логопед-дефектолог

Общая информация

Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Патология может встречаться как у детей, так и у взрослых. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.

Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Классификация заикания у детей

В зависимости от причин, выделяют два вида заикания у детей. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников.

Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга, сильного стресса. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, при своевременном начале терапии.

В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания у детей:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы; 
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки; 
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно. 

Врачи выделяют три степени тяжести заикания у детей:

  • легкая: характеризуется незначительными запинками во время спонтанной речи; 
  • средняя: ребенок запинается при монологе и диалоге; 
  • тяжелая: паузы встречаются часто при любых видах речи, отмечаются частые повторения слов или их частей; в предельно запущенных случаях полноценное общение с ребенком невозможно.

Симптомы заикания у детей

Как правило, первые признаки заикания проявляются у детей в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:

  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу; 
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними; 
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение; 
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова. 

Первые признаки заикания у ребенка, как правило, проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.

После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Невротическое заикание

Этот вид заикания чаще встречается у детей дошкольного возраста. Состояние возникает остро, как правило, на фоне травмирующего фактора. Ребенок начинает бояться разговаривать, зацикливается на сложных словах. Процесс речи сопровождается характерными движениями и мимикой. Симптомы то обостряются, то затухают в зависимости от уровня стресса.

Неврозоподобное заикание

Патология обнаруживается одновременно с началом активной речи у малыша. Несмотря на явные проблемы, ребенок не смущается своего состояния, говорит активно. При этом сама речь отличается монотонностью, ускоренным темпом, искаженным произношением звуков. Слова, зачастую, подбираются неправильно. Нередко патология сопровождается другими признаками поражения ЦНС: дисграфией, дислексией, дискалькулией. Выраженность симптомов остается стабильной вне зависимости от окружающей обстановки.

Причины возникновения заикания у детей

Главной причиной детского заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.д. 

На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка. 

Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Диагностика заикания у детей

Диагностика детского заикания требует комплексного подхода. Ребенка в обязательном порядке осматривают и тестируют логопед, педиатр, невролог, нейропсихолог. Врачам важно знать всю историю развития малыша, начиная с течения беременности, уточнить обстановку в семье, наличие стрессовых факторов и других возможных причин формирования нарушения. Для исключения органической природы патологии проводятся ряд исследований:

  • ЭЭГ; 
  • реоэнцефалография; 
  • ЭхоЭГ; 
  • МРТ головного мозга; 
  • объективная оценка уровня слуха и т.п.
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Экспертное мнение врача

Различные формы заикания встречаются почти у 2% детей, при этом в некоторых случаях из-за неправильного, несвоевременного или недостаточного лечения симптомы заболевания сохраняются на протяжении всей жизни. Это приводит к определенным трудностям в общении с другими людьми, негативно влияет на процесс обучения в школах и ВУЗах, сказывается на выборе будущей профессии. Дети с заиканием ежедневно подвергаются сильному стрессу. Недопонимание сверстников, насмешки заставляют ребят сомневаться в себе, замыкаться, избегать межличностных контактов, что может привести к развитию серьезных психологических отклонений.

Взрослым необходимо тщательно следить за становлением речи ребенка и при малейшем подозрении на дефект обязательно обращаться к специалистам, особенно, если заикание есть у кого-то из членов семьи. Чем раньше будет проведена диагностика, тем выше шансов быстро справиться с патологией и избежать негативных последствий.

Клоновец Оксана Владимировна
Логопед-дефектолог

Лечение заикания у детей

Лечение заикания у детей требует комплексного подхода, при котором учитывается возможная причина формирования нарушения, его вид, степень и стадия развития, а также конкретные симптомы. В терапию входят:

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом; 
  • занятия с логопедом; 
  • медикаментозная терапия; 
  • гипноз; 
  • иглоукалывание; 
  • физиотерапи. 

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению.

Прогноз и профилактика

Несмотря на высокую результативность современных методов лечения заикания у детей, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению. Нередко обострения случаются в период ощутимой смены распорядка дня (с поступлением в школу) и во время полового созревания. В целом, чем раньше будет начата коррекция, тем больше шансов полностью избавиться от проблемы.

Профилактика заикания и других похожих нарушений должна включать:

  • полноценную подготовку к беременности; 
  • прием витаминов и здоровый образ жизни во время вынашивания ребенка; 
  • создание благоприятной обстановки в семье; 
  • качественное питание ребенка; 
  • адекватные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе; 
  • своевременное лечение возникающих проблем; 
  • развивающие мероприятия в соответствии с возрастом и т.п. 

Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением.

Вопросы и ответы

Может ли к заиканию привести черепно-мозговая травма?

Да, механическое повреждение структур головного мозга может быть причиной развития неврологических синдромов, в том числе, заикания.

Кто занимается лечением заикания у детей?

В обследовании и терапии ребенка должны участвовать неврологи, педиатры, логопеды-дефектологи, нейрохирурги. Только комплексный подход обеспечит качественную диагностику и эффективное лечение.

Источники

Пермякова Надежда Владимировна. ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА // Интерактивная наука. 2023. №3 (79).

Колодяжная Т.П., Косачева А.А. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ЗАИКАНИЕМ // Форум молодых ученых. 2018. №12-2 (28).

Кувшинова И.А., Мазитова Э.Р. Основные направления комплексной коррекционной работы по преодолению заикания у детей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1.

Баранова М. В., Барышникова И. Н., Кайма С. Н., Кузнецова С.В., Куликова А.А. Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста // Специальное образование. 2015. №XI.

Белоусова Елена Дмитриевна, Зиненко Дмитрий Юрьевич, Крапивкин Алексей Игоревич Актуальные проблемы детской неврологии // Рос вестн перинатол и педиат. 2014. №1.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава