Найти врача

Задержка речевого развития у детей

Содержание:
Общая информация
Развитие речи в норме
Симптомы задержки речевого развития у детей
Причины задержки речевого развития у детей
Патогенез нарушений развития речи у детей
Диагностика задержки речевого развития
Лечение задержки речевого развития у детей (коррекционно-развивающая работа)
Осложнения задержки речевого развития у детей
Профилактика и прогноз при задержке речевого развития у детей

Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь.

Задержку речевого развития у детей лечат детский невролог, логопед, дефектолог, медицинский психолог.

Общая информация

Задержка речевого развития – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Такой диагноз впервые выставляется детям младше 3-4-х лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников. При этом состоянии задерживается формирование всех компонентов:

  • звуков, свойственных раннему детскому возрасту;
  • запаса слов;
  • построения грамматической конструкции;
  • построения фраз;
  • связной речи.

Частота ЗРР достигает 10%, проблема чаще возникает у мальчиков. Патология развития речи затормаживает и возрастное психическое развитие, поэтому состояние обозначает как ЗПРР – задержка психо-речевого развития.

Эта проблема – пограничная, в лечении и реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и медицинские психологи.

Развитие речи в норме

Ребенок в своем развитии проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы развития речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения.

На первом году жизни малыш проходит подготовительный период:

  • гуление – с 1,5 до 2-х месяцев;
  • лепет – с 4-5 месяцев;
  • лепетные слова – с 7,5-8 месяцев;
  • первые слова – у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или 1 года.

В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов (мама, папа, дядя, баба) и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и подобное.

В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом».

Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры:

  • в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов;
  • в 3 года должна быть связная речь (мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное).

Отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев.

Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500.

Симптомы задержки речевого развития у детей

Первые признаки задержки развития речи отмечают родители. Обратиться к специалисту необходимо, если ребенок:

  • на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
  • не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
  • демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
  • в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
  • в 2 года не говорит ни одного слова;
  • в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
  • в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
  • использует жесты и мимику взамен речи.

Эти временные рамки являются ориентировочными, поскольку некоторые малыши взрослеют чуть медленнее сверстников. Тем не менее, при появлении даже неявных признаков задержки речевого развития у детей стоит обратиться к специалисту.

Причины задержки речевого развития у детей

Причины задержки развития речи у детей подразделяются на 2 большие группы: медицинские (органические) и социальные.

Органические причины

Медицинские причины – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу входят:

  • последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности;
  • тяжелые и/или хронические заболевания, инфекционное поражение центральной нервной системы (менингит, энцефалит);
  • наследственность: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка;
  • тугоухость: речь формируется за счет подражания, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.

Социальные причины

Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.

Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.

Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.

Смена страны проживания в раннем детском возрасте тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки.

Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия. Это связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то речь тоже задерживается.

Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.

Патогенез нарушений развития речи у детей

Существует три критичных периода развития речи, в течение которых наиболее высока вероятность появления нарушений:

  • с 1 до 2-х лет – при неблагоприятных условиях развивается алалия (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи);
  • 3 года – под воздействием повреждающих факторов возникает мутизм (отказ от речевого общения) или заикание;
  • С 6 до 7-ми лет – после тяжелых заболеваний возможно развитие детской афазии или утрата ранее сформированной речи.

Диагностика задержки речевого развития

Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов. В эту группу обязательно входит педиатр, детский невролог, ЛОР, психиатр, логопед и по ситуации детский психолог.

Педиатр оценивает возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.

ЛОР-врач исследует остроту слуха, наличие аденоидных вегетаций. Логопед исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие.

Суммирует исследование детский невролог, назначая лечение ведущего расстройства, вызвавшего задержку развития речи.

Лечение задержки речевого развития у детей (коррекционно-развивающая работа)

Для успешного лечения задержки речевого развития у детей нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей.

По ситуации используются такие медицинские методы лечения:

  • медикаментозная коррекция – ноотропы, средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани, витаминно-минеральные комплексы;
  • массаж, общий и логопедический;
  • магнитотерапия;
  • электроакупунктура – воздействие электрическим током на рефлексогенные зоны;
  • занятия на аппарате ЛОГО БОС.

Детский психолог помогает развивать познавательные процессы, мелкую моторику. Для этого предлагаются пальчиковые игры, лепка, аппликации. Логопед работает над четким произношением, предлагает игры типа логопедического лото.

Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима.

Полезно, чтобы в доме в качестве фона звучали сказки, произносимые диктором с поставленной речью и правильными интонациями.

Осложнения задержки речевого развития у детей

Речь является основой развития интеллекта и формирования социальных навыков. Чем дольше ребенок не общается полноценно со взрослыми и со сверстниками, тем сильнее будут со временем проявляться элементы отставания. Со временем проблемы с речью приводят к выраженной сложности в обучении, проблемам с чтением, письмом, восприятием нового.

Профилактика и прогноз при задержке речевого развития у детей

Профилактика начинается со здорового образа жизни родителей. Необходимо посещать детского невролога при проявлениях минимальной мозговой дисфункции до 1 года, если малыш плохо спит по ночам и чрезмерно беспокоен. В 2,5 года желательно получить консультацию логопеда, который объективно оценивает уровень речевого развития.

Если уделить достаточное внимание коррекционным мероприятиям, задержка развития речи успешно устраняется, и в дальнейшем ребенок ничем не отличается от сверстников. Важно помнить, что, чем раньше начнется работа, тем быстрее будет достигнут результат.

Коллектив специалистов медицинской клиники «СМ-Доктор» поможет родителям разобраться в том, имеется ли у их малыша задержка развития речи, подскажет направление и приемы коррекционных мероприятий. Слаженная работа врачей, психологов и дефектологов помогает добиться видимых результатов. Обращайтесь к профессионалам, чтобы ваш ребенок говорил красиво и четко!

Врачи:

Записаться на прием
Запись через сайт является предварительной.
Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии

Позвонить
Заказать звонок