Ринолалия у детей
Общая информация
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата у детей. Патология характеризуется не только грубым искажением тембра голоса, но и стойкими расстройствам письма, фонематического восприятия, лексики и грамматики.
Некоторые специалисты рассматривают ринолалию, как одну из основных форм дислексии у детей, однако современная логопедия выделяет ее в самостоятельную патологию. Такое расстройство часто путают или ошибочно называют ринофонией, хотя механизмы образования нарушений у них отличаются. При ринофонии происходит назализация голоса, когда тембр становится гнусавым (в народе такое явление называют «говорить в нос»). В случае с ринолалией страдает не только голос: речь ребенка затрудняется из-за артикуляционных и акустических дефектов.
Причины возникновения дислалии у малышей
Факторы, способные спровоцировать развитие ринолалии у ребенка, можно разделить на две группы: врожденные и приобретенные. К врожденным причинам относятся:
- расщелина губы и неба;
- укороченное мягкое небо;
- перенесенные инфекционные заболевания в период внутриутробного развития (токсоплазмоз, грипп, хламидиоз);
- злоупотребление будущей матерью до и во время беременности алкоголем, наркотическими веществами, продукцией, содержащей никотин;
- различные эндокринные нарушения как у будущей матери, так и самого малыша;
- наследственная предрасположенность;
- воздействие ядовитых химических соединений в пренатальный период, в том числе медикаментозных средств.
Ряд специалистов полагает, что к зарождению патологии может привести также постоянное нахождение будущей матери в стрессовых условиях, когда она вынуждена тяжело и много работать не только физически, но и умственно. Фактором риска также способны послужить многократные беременности и аборты в анамнезе матери, пожилой возраст родителей.
В перечень приобретенных причин входят:
- различные травмы лица и неврологические нарушения, затронувшие зубочелюстной аппарат, носоглотку;
- неудачные оперативные вмешательства по поводу аденоидов;
- патологическое разрастание слизистых оболочек полости рта или носа;
- новообразование в носоглотке;
- искривленная носовая перегородка;
- паралич или перенапряжение мышц мягкого неба, возникшие в результате травм, инфекционных заболеваний, онкологических процессов.
Иногда дети неосознанно сами меняют тембр голоса, подражая родителям, родственникам, близким знакомым или кумирам.
Классификация
В основе механизма формирования патологии лежит нарушение правильного взаимодействия между ротовой полостью и носоглоткой. В зависимости от характеристики признаков и особенностей расстройства у детей выделяют две основные формы ринолалии: открытую и закрытую.
При открытой форме препятствий между полостью носа и рта нет, из-за чего воздушная струя при речевом процессе одновременно выходит изо рта и из носа. Такое явление вызывает носовой резонанс, и голос становится гнусавым.
Закрытая форма, напротив, обусловлена посторонним препятствием между носоглоткой и ртом, из-за чего воздух при разговоре не может выйти «правильным» путем через нос. В зависимости от того, на каком уровне находится анатомическая преграда (в носоглотке или ротоглотке) выделяют также закрытую переднюю или заднюю ринолалию.
В некоторых случаях у малышей диагностируется смешанный тип патологии, когда нарушение проходимости носа сочетается с аномалиями нормального функционирования небо-глоточного кольца.
Открытую и закрытую формы также подразделяют на две группы расстройств: функциональные, когда имеются сбои в работе речевого аппарата, и органические, обусловленные аномалиями строения речевого аппарата.
Симптомы ринолалии
Основными признаками открытой формы патологии являются:
- неправильное произношение звуков;
- трудности с пережевыванием и проглатыванием пищи;
- некорректная мимика при разговоре.
При таком расстройстве у новорожденных наблюдаются выраженные проблемы с приемом и усваиванием пищи: из-за открытой границы между полостью рта и носа грудное молоко вытекает до того, как малыш успевает его проглотить. Из-за расщелин не может в полном объеме выполнять свои функции дыхательная система, в итоге младенец не набирает вес и часто болеет респираторными инфекциями. Врожденные патологии нёба также становятся причиной неправильного прикуса, который играет важную роль в формировании нормальных речевых процессов.
При открытой ринолалии на фоне других патологий у многих детей наблюдаются различные нарушения интеллекта: от незначительной задержки психического развития до олигофрении тяжелой степени, при этом в некоторых случаях никаких проблем с физическим или умственным развитием нет. У небольшой части малышей встречаются признаки неврологических расстройств: нистагм, птоз, чрезмерные рефлекторные реакции.
При открытой форме заболевания у малышей серьезно страдает артикуляция во время произношения гласных из-за того, что корень языка все время приподнят, а его кончик пассивен. Большая часть звуков приобретает характерный гнусавый оттенок, а согласные буквы при этом проговариваются с характерным призвуком «Х».
Стараясь произносить слова правильно, малыши напрягают голосовые и лицевые мышцы, что внешне отражается в виде гримас. Искаженная мимика отталкивает окружающих, и дети с ринолалией чувствуют психологический дискомфорт при общении даже со знакомыми сверстниками и близкими родственниками.
Закрытая форма ринолалии характеризуется нарушением правильного воспроизведения согласных звуков: «м», «н», «р», «к» и другие буквы ребенок произносит, как «б», «д» и даже «л». Голос при этом также тембрально меняется, тускнеет, а речь становится отрывистой и глуховатой. На фоне закрытой органической ринолалии нередко развивается астенический синдром, который проявляется апатичностью, постоянной усталостью, вялостью. В некоторых случаях наблюдаются проблемы со сном, повышенная немотивированная раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Общими сопутствующими признаками расстройства могут послужить:
- аномальное строение зубочелюстного аппарата, например, сужение верхней челюсти по отношению к верхней или наоборот, разреженность зубного ряда, диастемы, ретенция;
- недоразвитие грудной клетки;
- общее запаздывание речевого развития, когда малыши начинают осваивать первые полноценные слова уже после 2-летнего возраста;
- частые головные боли;
- неврологические симптомы (тики, параличи);
- постоянно рецидивирующие заболевания верхних и нижних дыхательных путей (бронхиты, пневмонии, трахеиты, ларингиты).
Нередко на фоне частых ОРВИ и ринолалии голос ребенка становится хриплым, приглушенным, малыш не может говорить громко и старается все больше молчать и общаться жестами.
Диагностика
Обследование при ринолалии проводит целая группа врачей, в число которых входят:
- отоларинголог;
- стоматолог;
- детский невролог;
- логопед-дефектолог;
- психолог или психиатр (в зависимости от состояния психического здоровья);
- сурдолог;
- фониатор.
Врачи каждой специальности выполняют общий диагностический осмотр, дополнительно назначают специфические инструментальные исследования. К ним относятся:
- фарингоскопия – визуальный осмотр глотки и видимых невооруженным глазом структур (неба, внутренних поверхностей щек, задней стенки глотки и т.д.);
- риноскопия – исследование носоглотки и носовых пазух с помощью специальных расширителей и зеркал;
- видеофлюороскопия – метод рентгенодиагностики, который позволяет увидеть и оценить движения мягкого неба, глотки при воспроизведении устной речи в реальном времени.
Дополнительными методами обследования могут стать МРТ, помогающее врачам точно визуализировать строение носоглотки, ротоглотки, и назометрия, позволяющая оценить акустические параметры при речевом общении. В обязательном порядке выполняется проба Гутцмана, когда ребенка просят произнести гласные звуки, попеременно закрывая одну из ноздрей.
Логопеды также проводят общий анализ строения и работы органов артикуляционного аппарата, определяют уровень общего развития устной и письменной речи, объем словарного запаса. Психологи/психиатры дают оценку психоэмоционального здоровья ребенка, стоматологи определяют наличие нарушений со стороны зубочелюстного аппарата. На основании комплексного обследования специалисты разрабатывают индивидуальный план коррекции, учитывающий возраст, особенности развития, сопутствующие патологии и другие личные параметры малыша.
Коррекция ринолалии
Терапия подбирается с учетом формы расстройства:
- при органических формах патологии основной упор делается на устранение первопричины нарушений;
- при функциональном типе главная роль отводится грамотной психотерапии и физиотерапевтическим методикам воздействия.
Большое значение имеет грамотная логопедическая работа с ребенком. Специалисту необходимо не просто найти общий подход к маленькому пациенту, но и установить доверительные отношения. Ребенок, расположенный к личному общению с логопедом, активнее участвует в терапии, ему легче объяснить необходимость занятий и тех или иных упражнений. Значимую роль в этом процессе играют родители малыша с ринолалией: именно им понадобится в домашних условиях закреплять эффект, достигнутый на консультациях.
В рамках логопедической коррекции проводятся:
- артикуляционная и дыхательная гимнастика;
- логопедический массаж;
- стимулирование мелкой моторики;
- постановка правильного речевого дыхания;
- автоматизация звукопроизношения гласных и согласных букв;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- проработка навыков речевого общения в разных жизненных ситуациях;
- формирование фразовой речи.
При наличии сопутствующих заболеваний назначается соответствующая программа лечения, включающая медикаментозную поддержку, физиотерапию.
Результат коррекции зависит от многих факторов, в число которых входят тяжесть исходных нарушений, особенности физического и психического развития, окружение, возраст ребенка и многие другие аспекты. Залог успешного лечения – систематические занятия у специалистов и активное участие родителей.
Профилактика
Для того, чтобы снизить шанс возникновения патологии, родителям необходимо:
- отказаться от употребления алкоголя, наркотиков и никотина на этапах планирования беременности;
- соблюдать правила личной безопасности в период вынашивания ребенка;
- проводить своевременное лечение и вакцинопрофилактику инфекционных заболеваний;
- вовремя устранять анатомические дефекты зубов и челюстей ребенка;
- следить за адекватным физическим развитием малыша;
- разговаривать с детьми четко, без искажения звуков и тембра голоса, не разрешать им подражать взрослым, имеющим нарушения речи;
- предупреждать травмы челюстей, губ, носоглотки, лица и головы в целом;
- правильно и своевременно лечить респираторные заболевания.
Крайне желательно регулярно приводить малышей на профилактические осмотры к стоматологам, неврологам, логопедам и другим узким специалистам, чтобы выявить возможные нарушения речи на начальных этапах формирования. Ранняя диагностика позволит устранить дефекты максимально эффективно и предупредить дальнейшие проблемы с речью в будущем.
в соответствии с рекомендациями Минздрава