Найти врача
Круглосуточная запись

Гиперактивность у детей

Описание заболевания
Симптомы
Жалобы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика

Гиперактивность – это преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения над процессами торможения. Проблема находится на стыке неврологии, психиатрии, педиатрии и медицинской психологии, поэтому лечить могут все указанные специалисты.

О заболевании

Гиперактивность – это неврологические и поведенческие нарушения, свойственные детскому возрасту. Данное состояние может быть следствием перинатального поражения нервной системы либо быть составной частью СДВГ (синдрома гиперактивности и дефицита внимания).

Возбудимость и активность ребенка чрезмерна и непродуктивна – дети бегают без цели, суетятся, не могут сосредоточиться. Расстройство иногда встречается и у взрослых, проявляется двигательным беспокойством и неусидчивостью. Гиперактивные пациенты как будто испытывают окружающих на прочность, исчерпывая терпение до предела.

Гиперактивному ребенку трудно концентрировать внимание, управлять своим поведением, учиться, удерживать в памяти необходимую информацию.

Общее число детей, подверженных гиперактивности, достигает в нашей стране 18%, мальчики болеют втрое чаще. Достаточно часто гиперактивность сочетается с психическими расстройствами.

Симптомы у детей

Заподозрить расстройство можно уже в раннем детском возрасте: малыш беспокоен, плохо спит, бурно реагирует на любой внешний раздражитель, часто бывает рвота, постоянно повышен мышечный тонус.

В полной мере симптомы проявляются при попытке организованных занятий: в подготовительной группе детского сада или первом классе школы. Основные проявления следующие:

  • невнимательность;
  • повышенная активность;
  • импульсивность.

Невнимательность – это невозможность длительно удерживать произвольное внимание на одном предмете или явлении. Ребенок не может сконцентрироваться, из-за чего терпит неудачу в усидчивой игре или не справляется с учебным заданием. Малыш постоянно отвлекается на посторонние раздражители, поэтому не доводит начатое до конца. Будучи оставлен в одиночестве, ребенок не может организовать ни свое время, ни пространство вокруг себя. Из-за этого он постоянно что-то начинает делать, но никогда не заканчивает.

Гиперактивность – это постоянное двигательное беспокойство, непоседливость. При длительном наблюдении можно выделить стереотипии – однотипные повторяющиеся движения (постукивания, бег по кругу, бег с мячом, переминание с ноги на ногу и подобное). Дети с этим нарушением не соотносят свое поведение с окружающими обстоятельствами. Так, ребенок может вставать, ходить или бегать на уроке без всякого разрешения учителя.

Импульсивность – это действия, опережающие мысли. Ребенок отвечает и делает, не думая, вследствие чего, не придерживаясь правил, терпит поражения в играх и испытывает трудности общения со сверстниками.

Жалобы

Сам ребенок ни на что не жалуется, но может испытывать разочарование оттого, что его игнорируют сверстники.

Родители могут заметить такие признаки, сопровождающие гиперактивность:

  • энурез, ночной или даже дневной;
  • задержка речевого развития;
  • тики (непроизвольные сокращения мышечных групп) – подергивание носом, моргание, покашливание, повторение слов, подергивания ртом или плечами;
  • дисграфия – расстройство письма, повторяющиеся ошибки или трудности написания, которые самостоятельно не прекращаются;
  • дислексия – расстройство чтения: перестановка букв местами, искажения, трудности осмысления прочитанного, невозможность пересказать;
  • дискалькулия – трудности освоения арифметики и других разделов математики.

До 70% детей с СДВГ – левши или амбидекстры (одинаково владеют правой и левой рукой). Такие дети трудно осознают последствия своих поступков, поэтому часто получают травмы, с ними происходят несчастные случаи.


Причины

Точная причина расстройства до сих пор не установлена. Специалисты считают основными 2 причины: генетическую и повреждение головного мозга внутриутробно и в раннем детском возрасте.

Исследования последних лет показывают, что повреждения обнаруживаются в таких отделах центральной нервной системы:

  • ассоциативная кора больших полушарий;
  • базальные ганглии;
  • таламус;
  • мозжечок;
  • префронтальная кора.

Акушеры-гинекологи знают, что дети с гиперактивностью рождаются в патологических родах или при беременности, протекающей с тяжелыми нарушениями: угрозы выкидыша, тяжелый токсикоз, недоношенность, внутриутробная гипоксия, преэклампсия.

Диагностика

Диагностика проводится совместно педиатром, детским неврологом и медицинским психологом. Ведущая роль в диагностике принадлежит детскому неврологу.

В нашей стране принята классификация МКБ-10, но классическая диагностика проводится по DSM — IV, разработанной американской психиатрической ассоциацией.

У ребенка должны присутствовать не менее 6-ти признаков из каждого блока (невнимательность, гиперактивность и импульсивность) и обнаруживаться до 8 лет. Эти признаки приводят малыша к социальной дезадаптации – бытовым трудностям, невозможности освоения новых навыков, трудностям в общении со сверстниками.

Ребенок должен пройти полное клиническое обследование, поскольку под маской обсуждаемого расстройства могут протекать различные заболевания:

  • снижение зрения или слуха;
  • эпилепсия;
  • гипертиреоз;
  • хорея;
  • фетальный алкогольный синдром;
  • олигофрения;
  • хроническое отравление свинцом;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • последствия родовой травмы;
  • аномалии развития центральной нервной системы.

При соответствующих анамнестических данных назначаются консультации профильных специалистов, которые рекомендуют специфические обследования – ЭЭГ, МРТ и другие.

По показаниям назначается дополнительное психологическое обследование, которое может включать следующие тесты: Тулуз-Пьерона, Вебера и другие.


Лечение

Лечение при данном расстройстве включает множество коррекционных мероприятий. Собственно терапия сводится к назначению медикаментов, улучшающих трофику и метаболизм нервной ткани: ноотропы, нейропротекторы, витамины. По ситуации назначаются антиконвульсанты или противосудорожные средства.

Перспективный метод немедикаментозного лечения – микрополяризация (ТКМП). Это воздействие однополярным током слабой силы на определенные участки головного мозга. Под действием ТКМП начинается активный рост нервных клеток в проблемных зонах, образование новых нейронных связей.

Психолого-педагогическая коррекция включает следующие мероприятия:

  • щадящий режим обучения (малое количество детей в классе, домашнее обучение);
  • длительный сон;
  • сбалансированное полноценное питание;
  • достаточная физическая активность;
  • кинезиотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • БОС-терапия (биологическая обратная связь);
  • мозжечковая стимуляция;
  • занятия с логопедом;
  • занятия с дефектологом.

Улучшить состояние ребенка можно только совместными усилиями родителей, врачей и коррекционных педагогов.

Профилактика

Профилактика гиперактивности многоэтапная:

  • отказ будущих родителей от вредных привычек;
  • генетическое обследование беременной;
  • ведение беременности гинекологом;
  • адекватная тактика акушера в родах;
  • раннее обследование новорожденного у детского невролога при наличии подозрительных симптомов.

Ребенок с гиперактивностью должен сопровождаться врачом, психологом и коррекционным педагогом до совершеннолетия или полной компенсации симптомов.

Коллектив квалифицированных сотрудников клиники «СМ-Доктор» поможет родителям разобраться в ситуации и окажет все возможные виды помощи при гиперактивности, соответствующие последним достижениям медицины и дефектологии. Обращайтесь к профессионалам, чтобы подарить ребенку счастливое детство и взрослую жизнь!

Врачи:

Записаться на прием
Запись через сайт является предварительной.
Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Посмотреть все лицензии

Позвонить
Заказать звонок