Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Общая информация
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – особое неврологическое состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психоэмоционального развития. Пациенты с таким заболеванием требуют постоянного родительского внимания, четкого контроля со стороны взрослых. СДВГ с трудом поддается диагностике: симптомы могут быть схожи с другими нарушениями психоэмоционального спектра, лечение которых кардинально отличается от коррекции гиперактивности. Патология требует комплексного неврологического подхода с участием педиатра, психолога, других медицинских специалистов, а также педагогов, воспитателей и, конечно, родителей.
СДВГ – результат недостаточной выработки норадреналина и дофамина в головном мозге, что приводит к нарушению нейронной передачи информации в зонах, ответственных за внимание, концентрацию, принятие решений. Выражается это в импульсивности, неспособности удерживать внимание на чем-либо продолжительное время, асоциальном и даже агрессивном поведении ребенка. Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отличается от общепринятых норм и почти всегда вызывает большие проблемы с обучением и социализацией. По статистике у мальчиков это состояние встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.
Классификация СДВГ
В зависимости от преобладания симптомов в рамках диагноза синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей разного возраста, включая малышей и подростков, различают три формы патологии:
- гиперактивный или импульсивный тип, который характеризуется непроизвольным желанием постоянно двигаться, при этом ребенок в состоянии сосредотачиваться на учебе или занятиях и полноценно впитывать изученный материал;
- тип с преобладанием дефицита внимания, что выражается в невозможности сконцентрироваться на определенном действии (чтении, письме, игре); дети с такой формой синдрома дефицита внимания моментально отвлекаются на малейшие раздражители, с трудом запоминают новую информацию, страдают от невнимательности, при этом признаки импульсивности отсутствуют или выражены незначительно;
- комбинированный или смешанный тип СДВГ, при котором у ребенка одинаково или с небольшим преобладанием наблюдаются признаки дефицита внимания и гиперактивности.
Чаще всего встречается комбинированная форма патологии, самый редкий вариант – импульсивный тип.
Причины развития СДВГ у детей и подростков
Достоверно выявить точную причину возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста и подростков пока не удалось, считается, что влияние оказывают генетические особенности и травмы головного мозга, полученные внутриутробно или в младенческом возрасте.
Определен также ряд факторов, которые способствуют развитию СДВГ у детей. К ним относятся:
- курение и употребление алкоголя матерью во время беременности;
- наркотическая зависимость родителей;
- органические поражения мозга и центральной нервной системы в результате заболеваний во время внутриутробного развития и первых лет жизни;
- недоношенность и низкая масса тела при рождении;
- нездоровая психологическая обстановка в семье (скандалы, драки, частое употребление спиртных напитков, криминальное окружение, крики и обвинения, направленные на ребенка);
- поздние или слишком ранние роды.
Стартовым механизмом могут послужить непомерные психоэмоциональные нагрузки на детей, вызванные большим объемом учебы и дополнительных занятий, возложенной взрослой ответственностью, которая не под силу ребенку. Некоторые специалисты рассматривают в качестве основополагающей причины СДВГ у детей наследственность: если родители имеют какие-либо психоэмоциональные нарушения, вероятность появления аналогичных или схожих проблем у потомства возрастают.
Симптомы СДВГ у детей и подростков
Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) можно заподозрить у детей 4–5 лет. До этого возраста любые поведенческие отклонения, как правило, поддаются коррекции и считаются вариантом нормы. Родителям нужно насторожиться, если:
- малыш слишком быстро теряет интерес к какому-либо занятию, не может сосредоточиться на задании, отвлекается буквально на любой шорох;
- ребенок игнорирует воспитательные меры, совершая бездумные поступки, не осознавая последствия оных, действует импульсивно;
- малыш не способен играть по заранее определенным правилам, выполнять задачи, требующие концентрации и полного внимания.
В случае, если такие признаки сохраняются дольше 6 месяцев, не зависят от окружения и проявляются одинаково при изменении обстоятельств, следует обратиться к специалистам.
Явными симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка дошкольного возраста, школьников или подростков служат:
- чрезмерная активность: ребенок не может усидеть на одном месте, ерзает, подскакивает, крутит в руках предметы, а на просьбы взрослых или сверстников вести себя спокойно выдает обратную реакцию (вскакивает, топает, смеется, кричит);
- импульсивность: ребята с СДВГ совершают необдуманные, плохо мотивированные поступки, например, перебивают учителя или выкрикивают ответ раньше, чем задан вопрос, затевают потасовку из-за проигрыша в игре или ожидания в очереди к игрушке, хотят получить желаемое немедленно и не терпят уговоров;
- рассеянность: дети с дефицитом внимания часто теряют или оставляют предметы (ключи дома, дневник в школе, игрушку на площадке), не слышат или быстро забывают обращенные к ним просьбы;
- невнимательность: сосредоточиться на занятии, даже поначалу очень интересном для него, ребенок с СДВГ не может, он быстро теряет интерес, переключается, начинает откровенно скучать;
- плохая память: даже многократно повторенный минимальный материал не удерживается в голове детей с дефицитом внимания дольше, чем на пару минут, а заучивая стихи или песни они просто машинально повторяют слова, не осознавая их смысл;
- проблемы с общением: дошкольник с СДВГ с трудом заводит друзей, ему проблематично знакомиться с новыми людьми, он бурно проявляет эмоции, совершает импульсивные действия, чем пугает и отталкивает от себя своих сверстников.
Нередко наряду с симптомами СДВГ у детей дошкольного, школьного возраста и подростков можно наблюдать признаки неврологических расстройств: тики, спазмы, нарушения моторики и речи, иногда синдром сочетается с повышенной тревожностью, заниженной самооценкой. Дополнительными явлениями могут стать ночной и дневной энурез, расстройство сна и пищевого поведения, немотивированная агрессия по отношению к близким или незнакомым людям. Интересная особенность детей с СДВГ – хорошее владение обеими руками, но при этом ребята с гиперактивностью испытывают трудности с письмом, чтением, проблемы с освоением математики и других точных наук.
Диагностика СДВГ у детей
Неусидчивость, низкий уровень концентрации и другие симптомы не всегда являются следствием СДВГ, под маской синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут скрываться иные патологии: эпилепсия, олигофрения, гипертиреоз, заболевания органов слуха и зрения, психические расстройства. Необходимо полное клиническое обследование, которое включает лабораторные и инструментальные методы исследования, консультации различных узких специалистов и сбор детального анамнеза.
Некоторые специалисты уверены, что отдельные симптомы СДВГ у ребенка можно заметить до 3 лет, что позволит быстрее начать лечение и своевременно скорректировать поведение гиперактивных детей. Таковыми признаками являются:
- неумение играть спокойные игры, долго сидеть без движения;
- резкая возбудимость после пробуждения;
- слишком длительный сон;
- светобоязнь, вздрагивание от громких звуков, страх перед незнакомыми людьми.
Говорить о наличии диагноза СДВГ можно только в случае, если у ребенка имеется не менее шести ярко выраженных симптомов расстройства, которые сохраняются дольше полугода и выявлены до 8 лет.
В таких случаях проводится комплекс диагностики, позволяющий оценить степень и форму гиперактивности у детей. В него входят:
- электроэнцефалография;
- ультразвуковая допплерография;
- КТ или МРТ головного мозга;
- тест на вызванные потенциалы (методика, позволяющая выделить сверхслабые изменения электроактивности головного мозга и оценить слуховые, зрительные, иные функции).
В рамках диагностики также обязательно проводятся консультативные приемы детских неврологов, психиатров и логопедов.
Лечение СДВГ у детей
При подборе лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и подростков врачи учитывают возраст ребенка, возможные причины развития и вид заболевания, выраженность конкретных симптомов и дополнительных признаков, обстановку в семье. Своевременное выявление патологии и адекватная коррекция при участии родителей помогают существенно сгладить проявления патологии и позволяют ребенку вести полноценную жизнь.
Современная практика предполагает комплексную терапию, в которую входят:
- медикаментозные препараты, действие которых направлено на усиление метаболизма нервных тканей и улучшение работы головного мозга;
- социально-психологическая поддержка, предполагающая психотерапевтические методики в сочетании с социальной адаптацией детей;
- педагогические приемы коррекции, включающие занятия с логопедом, дефектологом, подбор оптимальной схемы обучения.
Дополнительно используются различные физиотерапевтические методы лечения, такие, как кинезиотерапия, микрополяризация, и поведенческие методики (БОС-терапия, групповая и телесно-ориентированная психотерапия).
Большую роль в стабилизации состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности играет домашняя обстановка. Родителям необходимо активно принимать участие в терапии, обеспечивая ребенку:
- достаточную физическую активность;
- сбалансированное питание;
- полноценный сон;
- психологическую поддержку.
Максимально устранить симптомы дефицита внимания и гиперактивности у ребенка и избежать неприятных последствий можно только совместными усилиями родителей, врачей и педагогов.
Экспертное мнение врача
Как лечить синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей разного возраста, должны решать только профильные специалисты – неврологи, отталкиваясь от данных объективной диагностики, информации, полученной от врачей иных специальностей, формы СДВГ у ребенка и т.д. Крайне важно не пытаться контролировать состояние самостоятельно путем запретов, ограничений, лишения любимых вещей или занятий. Подобная тактика почти всегда приносит противоположный результат: ребенок становится более агрессивным, неуправляемым или сильно замыкается в себе. Особенную осторожность нужно соблюдать при попытках скорректировать поведение ребят лекарственными препаратами с седативным или успокаивающим действием. Без назначения врача подобные средства давать категорически нельзя.
Профилактика СДВГ – советы родителям
Специфических мероприятий, способных снизить вероятность возникновения синдрома, не существует. Специалисты рекомендуют тщательно планировать беременность, своевременно проходить все обследования и соблюдать рекомендации врачей. Чтобы максимально устранить вероятные причины развития детской гиперактивности, желательно отказаться от курения и приема алкоголя минимум на период вынашивания ребенка и грудного вскармливания, следить за психологической атмосферой в доме, а детей дошкольного и школьного возраста не нагружать излишними занятиями.
Синдром дефицита внимания можно держать под контролем и успешно корректировать. Врачи клиники «СМ-Клиника» для детей и подростков проведут полное обследование и выяснят причину неусидчивости ребенка. При необходимости мы предложим комплексное лечение с применением медикаментозных средств, психотерапии и других методик с доказанной эффективностью.
Вопрос-ответ
Педиатр направила сына на осмотр к психотерапевту, подозревая СДВГ. Могу я игнорировать направление?
Это не в Ваших интересах и тем более не в интересах Вашего ребенка: такое состояние как СДВГ у детей требует тщательной диагностики и адекватной коррекции признаков, что без помощи психологов сделать крайне сложно.
Это инновационная методика коррекции работы головного мозга. Она по большей части используется для терапии неврологических нарушений, в число которых входит и СДВГ. Методика помогает улучшить когнитивные функции, стабилизировать процессы возбуждения и торможения, нормализовать двигательную активность. Важно понимать, что транслигвальная нейростимуляция – не панацея, ее используют в определенных случаях по строгим показаниям, и в некоторых ситуациях она бессильна.
в соответствии с рекомендациями Минздрава