Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у детей
Общая информация
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, ФФН) – это нарушение речи у детей, возникшее вследствие расстройства восприятия фонем (определенных сочетаний звуков). При этом слух и интеллект ребенка сохранены. Специалисты детского отделения «СМ-Клиника» проводят комплексное обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и составляют коррекционную программу в соответствии с их индивидуальными особенностями.
При ФФНР в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков. Если не уделить внимание, коррекции данного нарушения, состояние может усугубляться, вызывая трудности в обучении и общении со сверстниками. ФФНР также является важным фактором риска развития дисграфии и дислексии в школьном возрасте.


Основные причины ФФНР у ребенка
Среди наиболее распространенных причин развития ФФНР выделяют патологии внутриутробного развития, связанные с тяжелым протеканием беременности, заболеваниями или интоксикациями матери. Состояние может быть спровоцировано тяжелыми родами и родовыми травмами, а также различными патологическими обстоятельствами, возникшими в первые годы жизни: нейроинфекции, тяжелые вирусные заболевания, черепно-мозговые травмы, а также сильные психоэмоциональные потрясения и хронический стресс. Имеются данные о наследственной предрасположенности к ФФНР.
Классификация ФФНР у детей
В зависимости от выраженности основных признаков, врачи выделяют три степени тяжести фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
- легкая: слоговая структура слов сохранена, отмечаются единичные дефекты произношения, как правило, связанные с наиболее трудными для артикуляции звуками;
- средняя: ребенок с трудом различает и произносит большую часть звуков из различных групп; при этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
- тяжелая: cерьезное нарушение звуковой последовательности: ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их последовательность.
Основные симптомы ФФНР у детей
Поскольку ребенок не способен в полной мере различать звукосочетания в словах, он затрудняется и при их воспроизведении. Основными симптомами фонетико-фонематического недоразвития являются:
- искажение некоторых звуков;
- замена сложных для артикуляции звуков на простые («р» на «л» и т.п.);
- нечеткое, размытое произношение определенных фонем, вплоть до слияния их в один неразборчивый звук;
- отсутствие разницы между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками.
Симптомы могут быть постоянными или возникать время от времени. При этом словарный запас ребенка в большинстве случаев соответствует возрастной норме. В качестве сопутствующих признаков могут выступать проблемы с памятью, вниманием и усидчивостью, замедление процессов мышления, трудности с использованием абстрактных понятий и обобщений.
Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)
Диагностика ФФНР основана на комплексном обследовании ребенка. В первую очередь, оно включает подробное логопедическое тестирование, в процессе которого специалист оценивает словарный запас, качество построения фразы и согласования слов между собой, особенности артикуляции конкретных звуков и восприятия их на слух. При диагностике патологии у школьников оценивается также способность к чтению и письму.
Одновременно проводится обследование у профильных специалистов: ЛОРа, невролога, педиатра. Оно направлено на исключение органической природы нарушений речи.



Коррекция ФФН у детей
Современная логопедия использует комплексные методики коррекции ФФНР (ФФН) у детей, что позволяет устранить не только эту речевую патологию, но и сопутствующие нарушения. Занятия включают в себя:
- отработку восприятия отдельных звуков и конкретных слов на слух;
- коррекцию звукопроизношения: артикуляционную гимнастику, постановку конкретных звуков, доведение их до автоматизма;
- обогащение словарного запаса;
- умение правильно строить фразы, сочетая слова между собой;
- тренировку правильного речевого дыхания;
- отработку навыков чтения и письма;
- логопедический массаж.
Занятия дополняются упражнениями на развитие мелкой моторики и координации движения, логоритмическими занятиями, тренировкой памяти, внимательности, усидчивости. Нередко параллельно ведется работа с психологом. Коррекция может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Прогноз и профилактика
Если родители ребенка с ФФН своевременно обратились за помощью к логопеду, посещали все занятия и выполняли упражнения дома, в большинстве случаев специалистам удается полностью скорректировать все дефекты.
Важно постоянно разговаривать с ребенком, не коверкая слова, а также своевременно обращаться к логопеду при появлении явных дефектов.
Специалисты детского отделения «СМ-Клиника» окажут помощь при любых формах ФФНР и других речевых расстройствах. Индивидуальный подход к каждому пациенту позволяет нам подобрать оптимальную методику коррекции для каждого конкретного случая. Пусть ребенок говорит чисто!

