Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у детей

Лечением данного заболевания занимается логопед-дефектолог

Общая информация

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, ФФН) – это нарушение речи у детей, возникшее вследствие расстройства восприятия фонем (определенных сочетаний звуков). При этом слух и интеллект ребенка сохранены. Детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) показано комплексное обследование и разработка коррекционной программы в соответствии с их индивидуальными особенностями.

При ФФНР в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков. Если не уделить внимание, коррекции данного нарушения, состояние может усугубляться, вызывая трудности в обучении и общении со сверстниками. ФФНР также является важным фактором риска развития дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Основные причины ФФНР у ребенка

Среди наиболее распространенных причин развития ФФНР выделяют патологии внутриутробного развития, связанные с тяжелым протеканием беременности, заболеваниями или интоксикациями матери. Состояние может быть спровоцировано тяжелыми родами и родовыми травмами, а также различными патологическими обстоятельствами, возникшими в первые годы жизни: нейроинфекции, тяжелые вирусные заболевания, черепно-мозговые травмы, а также сильные психоэмоциональные потрясения и хронический стресс. Имеются данные о наследственной предрасположенности к ФФНР.

Классификация ФФНР у детей

В зависимости от выраженности основных признаков, врачи выделяют три степени тяжести фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

  • легкая: слоговая структура слов сохранена, отмечаются единичные дефекты произношения, как правило, связанные с наиболее трудными для артикуляции звуками;
  • средняя: ребенок с трудом различает и произносит большую часть звуков из различных групп; при этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
  • тяжелая: cерьезное нарушение звуковой последовательности: ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их последовательность.

Тяжелая форма ФФНР при отсутствии своевременной коррекции неминуемо приведет к необратимым изменениям в дикции и звуковоспроизведении.

Основные симптомы ФФНР у детей

Поскольку ребенок не способен в полной мере различать звукосочетания в словах, он затрудняется и при их воспроизведении. Основными симптомами фонетико-фонематического недоразвития являются:

  • искажение некоторых звуков;
  • замена сложных для артикуляции звуков на простые («р» на «л» и т.п.);
  • нечеткое, размытое произношение определенных фонем, вплоть до слияния их в один неразборчивый звук;
  • отсутствие разницы между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками.

Симптомы могут быть постоянными или возникать время от времени. При этом словарный запас ребенка в большинстве случаев соответствует возрастной норме. В качестве сопутствующих признаков могут выступать проблемы с памятью, вниманием и усидчивостью, замедление процессов мышления, трудности с использованием абстрактных понятий и обобщений.

Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)

Диагностика ФФНР основана на комплексном обследовании ребенка. В первую очередь, оно включает подробное логопедическое тестирование, в процессе которого специалист оценивает словарный запас, качество построения фразы и согласования слов между собой, особенности артикуляции конкретных звуков и восприятия их на слух. При диагностике патологии у школьников оценивается также способность к чтению и письму.

Одновременно проводится обследование у профильных специалистов: ЛОРа, невролога, педиатра. Оно направлено на исключение органической природы нарушений речи.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Экспертное мнение врача

Диагноз фонетико-фонематического недоразвития речи означает, что у ребенка нарушен процесс восприятия фонем и звукопроизношения, при этом интеллект может быть высоким. Проблемы со слухом или концентрацией обычно не наблюдаются. Из-за этого многие родители и даже педагоги не сразу понимают, что дети совершают ошибки не по причине лени или отсутствия знаний, а вследствие речевого расстройства. Если взрослые замечают, что ребенок систематически допускает одни и те же неточности, с трудом выговаривает звуковые сочетания, не видит разницы между буквами «Т» и «Д», «К» и «Г», следует как можно быстрее организовать встречу с логопедом и детским психологом. У некоторых детей симптоматика проявляется только в моменты, когда они взволнованы или напуганы, у других ребят путаница в буквах и звуках присутствует постоянно. Чем раньше будет проведена диагностика, чем быстрее специалисты начнут лечение ФФНР, а значит, шансов на успех будет больше.

Клоновец Оксана Владимировна
Логопед-дефектолог

Коррекция ФФН у детей

Современная логопедия использует комплексные методики коррекции ФФНР (ФФН) у детей, что позволяет устранить не только эту речевую патологию, но и сопутствующие нарушения. Занятия включают в себя:

  • отработку восприятия отдельных звуков и конкретных слов на слух;
  • коррекцию звукопроизношения: артикуляционную гимнастику, постановку конкретных звуков, доведение их до автоматизма;
  • обогащение словарного запаса;
  • умение правильно строить фразы, сочетая слова между собой;
  • тренировку правильного речевого дыхания;
  • отработку навыков чтения и письма;
  • логопедический массаж.

Занятия дополняются упражнениями на развитие мелкой моторики и координации движения, логоритмическими занятиями, тренировкой памяти, внимательности, усидчивости. Нередко параллельно ведется работа с психологом. Коррекция может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Прогноз и профилактика

Если родители ребенка с ФФН своевременно обратились за помощью к логопеду, посещали все занятия и выполняли упражнения дома, в большинстве случаев специалистам удается полностью скорректировать все дефекты.

Для профилактики развития патологии важно постоянно разговаривать с ребенком, не коверкая слова, а также своевременно обращаться к логопеду при появлении явных дефектов.

Вопросы и ответы

Ребенок, 4 года, постоянно разговаривает на каком-то своем языке, переставляет в словах слоги, мы не всегда его понимаем, хотя если нужно, он может говорить нормально. Это патология?

Заочно диагнозы не устанавливаются. Нужно пройти обследование и показать малыша специалисту. В таком возрасте многие дети изобретают свой язык, копируют персонажей из мультфильмов или книг. Вполне возможно, это просто игра, но провериться стоит.

Что такое логопедический массаж?

Это методика коррекции речевых нарушений, которая предполагает выполнение специальных упражнений. Ее цель – укрепление связок и мышц, участвующих в процессе звукообразования и артикуляции. Методика широко используется в лечении ФФНР, дизартрии, заикания и других заболеваний.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Источники

Двуреченская Ольга Николаевна, Жулина Елена Викторовна К вопросу о фонематическом недоразвитии речи // Проблемы Науки. 2016. №39 (81).

Приходько Оксана Георгиевна Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2010. №3.

Смирнова М.А. Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1.

Титлянова Екатерина Сергеевна, Баженова Юлия Александровна. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2 (46).

Титлянова Екатерина Сергеевна, Хмелькова Елена Вячеславовна. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №2 (50).

Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава