Дислалия у детей
Общая информация
Дислалия у детей – расстройство речи, которое характеризуется неправильным воспроизведением отдельных звуков во время разговора при отсутствии проблем со слухом или иннервацией артикуляционного аппарата. При таком нарушении ребенок постоянно меняет, искажает, смешивает или совсем пропускает одни и те же определенные звуки.
Нарушения воспроизведения звуков считается наиболее распространенной проблемой в логопедии. Поставленный диагноз «дислалия» не значит, что у ребенка имеются патологии центральной нервной системы или психические заболевания, чаще всего это расстройство связано с особенностями строения носоглотки, аномалиями развития полости рта и речевого аппарата.
Дислалия у детей дошкольного и младшего школьного возраста препятствует нормальному обучению и при отсутствии должной терапии в дальнейшем способна привести к стойкой дисграфии (расстройству письменной речи) и дислексии (расстройству чтения).
Причины возникновения дислалии у малышей
Специалисты выделяют механические и функциональные факторы, способствующие развитию заболевания. К механическим относятся органические нарушения артикуляционного аппарата. В их число входят:
- укороченная уздечка языка или верхней губы;
- слишком массивный или маленький язык;
- утолщенные, малоподвижные губы;
- аномалии развития губ;
- патологии зубочелюстного аппарата (аномальный прикус, уплощенное небо, диастема, мелкие и/или разреженные зубы).
Механические причины могут быть как врожденными, когда патология обусловлена индивидуальными особенностями развития организма, так и приобретенными в результате перенесенных инфекционных заболеваний или травм лица и головы.
Функциональные факторы обусловлены негативными социальными и биологическими обстоятельствами, при этом нарушений со стороны артикуляционного аппарата не наблюдается. К функциональным биологическим причинам дислалии у детей относятся:
- общее физическое истощение организма вследствие длительных заболеваний, тяжелого протекания инфекционных патологий, дефицита физического развития;
- минимальная мозговая дисфункция, когда у ребенка имеется комплекс психоэмоциональных нарушений (задержка психического развития, СДВГ, социальная дезадаптация);
- несформированность фонематического слуха.
Социальными предпосылками становятся:
- билингвизм, когда в ближайшем окружении малыша говорят на двух или более разных языках;
- косноязычие родителей и близких родственников, которому ребенок начинает подражать;
- постоянное сюсюканье с малышами;
- недостаток живого речевого общения;
- педагогическая запущенность.
Нередко признаки дислалии появляются у детей, родители которых говорят быстро, неразборчиво, проглатывая окончания и другие части слова, используя различные сокращения и сленговые обозначения. Специалисты настоятельно рекомендуют общаться с малышами просто, но доходчиво, употребляя полные формы слов без искажения.
Классификация
С учетом основных причин возникновения логопеды-дефектологи выделяют у детей механическую дислалию, когда нарушения вызваны аномалиями артикуляционного аппарата, и функциональную дислалию, что связано с социальными факторами или нейродинамическими сдвигами. В свою очередь функциональная форма патологии подразделяется на три подвида:
- моторную дислалию, когда у детей из-за нейродинамических нарушений язык с губами двигаются и работают неправильно, что отражается на качестве произношения звуков;
- сенсорную дислалию, когда из-за проблем со слуховым восприятием ребенок неточно слышит звуки, с трудом различая схожие по звучанию фонемы, и переносит это на разговорную или письменную речь;
- сенсомоторную дислалию, когда имеется комплекс нарушений со стороны нейродинамических процессов и сенсорного восприятия.
Каждый фонетический дефект имеет свое специфическое название. Например, трудности с выговариваем буквы «Р» именуются ротацизмом, а проблемы с произношением твердой или мягкой «Л» называются ламбдацизмом. В случае, когда у детей наблюдаются нарушения произношения сразу нескольких звуков, специалисты говорят о сложной комбинированной дислалии.
Симптомы
Речь ребенка с дислалией сопровождается разнообразными пропусками, заменами букв, искажением и реже смешением звуков. Родителей должны насторожить следующие признаки:
- полное выпадение определенных букв из начала, середины или конца слова;
- замена одного звука другим, схожим фонетически или по принципу «твердый-мягкий», «звонкий-глухой»;
- употребление правильно произносимых букв, но не к месту;
- использование правильных звуков, но с искаженным произношением, например, межзубные «з» и «с», велярное произнесение буквы «р».
Характерное отличие этой патологии от других речевых нарушений – достаточно развитая лексико-грамматическая база. Дети с симптомами дислалии знают, что такое правила русского языка, успешно ими пользуются, правильно употребляют склонения, падежи, окончания, имеют обширный словарный запас и не испытывают трудностей с чтением. Ребята с расстройством звукопроизношения общаются вполне грамотно построенными распространенными предложениями, связно отвечают на вопросы, способны воспроизводить письменную речь без ошибок.
Диагностика
Обследование детей с дислалией начинают с подробного выяснения особенностей протекания беременности у матери и первых лет жизни малыша. Большое значение в диагностике имеет анамнез: как протекали роды, как рано ребенка начали обучать буквам, какие он перенес заболевания, имелись ли аналогичные проблемы у ближайших родственников – все это помогает специалистам точно определить причину патологии и подобрать соответствующую терапию.
Кроме общего психолого-логопедического осмотра и специфических упражнений на звуковое подражание проводят оценку:
- психомоторного развития;
- работы органов зрения и слуха;
- строения и подвижности артикуляционного аппарата;
- состояния опорно-двигательного и зубочелюстного аппарата.
В некоторых случаях может понадобиться консультация неврологов, ЛОР-врачей, стоматологов-хирургов и ортодонтов.
Коррекция дислалии
Цель всех методов коррекции дислалии у детей – максимально полное устранение ее симптоматики и постановка правильного воспроизведения звуков. Ребенок в процессе терапии должен научиться распознавать фонемы, не путая, не смешивая и не заменяя их другими звуками.
Коррекция происходит по определенным этапам:
- подготовка, в рамках которой специалисты устраняют анатомические и физиологические дефекты артикуляционного аппарата, развивают слуховое восприятие, мелкую и речевую моторику, проводят занятия по правильному речевому дыханию;
- формирование первичных навыков произношения, в процессе которого логопеды с применением различных техник и механических приспособлений (зондов) устанавливают автоматизацию звуков при воспроизведении слогов, слов и предложений;
- развитие коммуникативных навыков, в ходе которого дефектологи многократно прорабатывают с детьми безошибочное употребление правильных фонем в различных жизненных ситуациях.
Основной принцип успешного лечения дислалии у ребенка – систематичность. Занятия должны проходить регулярно с периодичностью не менее 2–3 раз в неделю, при этом большое значение имеют домашние самостоятельные упражнения и артикуляционная гимнастика. Длительность коррекции зависит от формы расстройства и выраженности симптомов: сложная дислалия займет не менее 3–5 месяцев, простая – от 1 до 3 месяцев.
Профилактика
Предотвратить развитие патологии помогут:
- своевременная коррекция стоматологических дефектов, аномалий артикуляционного аппарата;
- адекватное речевое общение с ребенком без употребления искаженных слов, обилия уменьшительно-ласкательных форм, использования сленга;
- недопущение билингвизма в ближайшем окружении;
- развитие мелкой моторики рук и пальцев с помощью игр, бытовых упражнений (завязывание и развязывание узелков, шнурков, плетение нитей, застегивание маленьких пуговиц);
- ограничение употребления малышом мягких продуктов, которые не требуют длительного пережевывания (обилие мягкой пищи приводит к деформации прикуса и, как следствие, к речевым нарушениям);
- контроль сроков прорезывания зубов;
- слежение за «чистотой» речи в окружении малыша, четкое проговаривание звуков с правильной артикуляцией при общении.
Очень важно регулярно проходить логопедическое обследование в дошкольном возрасте и не отказываться от занятий с логопедом в детском саду или начальной школе.
Узнать больше о патологии, причинах развития расстройства и методиках коррекции речевых нарушений можно у специалистов детского отделения «СМ-Клиника». Записывайтесь на консультацию через сайт или по телефону, чтобы начать своевременное лечение дислалии и предотвратить вероятные проблемы с речью ребенка в будущем.
в соответствии с рекомендациями Минздрава