Брадилалия у детей

Лечением данного заболевания занимается логопед-дефектолог

Общая информация

Брадилалия – состояние, при котором воспроизведение речи замедляется из-за неправильной работы артикуляционного аппарата. Малыши с таким заболеванием говорят очень медленно, с трудом проговаривая слова, особенно длинные, делая заметные паузы в предложениях. У ребенка с брадилалией страдает не только устная внешняя речь, но и внутренняя (мысленная), при этом также замедляется скорость письма и чтения. Логопеды детского отделения «СМ-Клиника» проводят диагностику и коррекцию брадилалии у детей дошкольного возраста, чтобы ребенок шел в школу с правильно сформированной речью.

Брадилалия у детей встречается намного реже, чем другие нарушения речевого развития, например, тахилалия (увеличенная скорость речевоспроизведения) или дислалия. Наряду с замедленным темпом речи при этой патологии наблюдаются выраженные изменения голосообразования: ребенок начинает говорить монотонно, неэмоционально, без модулирования, то есть, не меняя характеристики повествования (громкость, темп, высоту тона). Вместе с внешними нарушениями страдает и мыслительный процесс, что отражается в виде замедленного формирования слов и предложений перед устным воспроизведением.

Причины развития брадилалии в детском возрасте

Специалисты выделяют две группы факторов, способных прямо или опосредованно влиять на возникновение патологии. В число биологических причин входят:

  • различные поражения центральной нервной системы в перинатальном и неонатальном периоде (родовые травмы, резус-конфликт, внутриутробные инфекции);
  • регулярное влияние алкоголя, наркотических веществ и медикаментов на плод во время беременности;
  • заболевания неврологического характера;
  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекционные поражения головного мозга;
  • психические расстройства, сопряженные с общим недоразвитием (олигофрения).

Многие логопеды и дефектологи указывают на большую роль в развитии брадилалии наследственной предрасположенности, так как в некоторых семьях замедленный темп речи передается из поколения в поколение.

К социально-психологическим факторам относятся:

  • недостаток речевого воспитания;
  • педагогическая запущенность;
  • чрезмерные умственные и эмоциональные нагрузки на малыша;
  • нестабильная психологическая обстановка в семье, когда ребенок предпочитает молчать.

В отдельных случаях дети подражают манере близких или посторонних взрослых людей говорить неспешно: родителей, бабушек и дедушек, звезд телеэкрана, блогеров.

Существует также вариант нормы, когда замедленный темп речи не сопровождается нарушениями мыслительного процесса, чтения, письма и артикуляции, и является индивидуальной особенностью, что характерно для некоторых северных народностей, людей с флегматичным типом темперамента.

Симптомы брадилалии у детей

Признаки патологии можно распределить по двум группам: речевые и неречевые нарушения. К речевым симптомам относятся:

  • медленная, словно затрудненная устная речь;
  • проблемы с мысленным формированием слов и предложений;
  • нарочитое растягивание гласных звуков;
  • увеличенные интервалы между словами, иногда между отдельными частями слова;
  • замедленное чтение, письмо;
  • трудности с воспроизведением прочитанного текста;
  • монотонное повествование, лишенное эмоциональной окраски;
  • отсутствие модулирования голоса при речевом общении;
  • скандированная (отрывочная) речь.

Такие нарушения проявляются при любом типе самостоятельной речи: диалоге, монологе, чтении, пересказе, воспроизведении стихотворных форм. При этом орфографических ошибок не наблюдается, дети с брадилалией не испытывают трудностей с запоминанием правил языка и их применением на практике.

В число неречевых признаков патологии входят:

  • нарушение мелкой моторики и координации;
  • неестественная или несоответствующая характеру речи мимика;
  • вялость;
  • неуклюжесть;
  • долгое «включение» в новый вид деятельности и трудный перенос внимания на другое занятие;
  • проблемы с выполнением инструкций и поставленных заданий;
  • бесцельное повторение одних и тех же движений.

Как правило, даже маленькие дети прекрасно осознают свой дефект, что еще больше усугубляет нарушения. Малыши стараются общаться жестами, предпочитают избегать активной речи, не любят знакомиться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Недостаток речевого общения сказывается на психическом состоянии детей, что в дальнейшем при отсутствии адекватной помощи может привести к заиканию и серьезным психоэмоциональным нарушениям.

Диагностика

При подозрении на брадилалию показано комплексное медицинское и психолого-логопедическое обследование. В диагностике должны участвовать логопеды-дефектологи, неврологи, психологи, оториноларингологи, сурдологи и другие узкие специалисты при необходимости.

В перечень диагностических процедур входят:

  • оценка устной и письменной речи, темпа чтения;
  • нейропсихологические тесты, направленные на анализ мелкой моторики, мимических и сенсорных функций, общего интеллектуального развития;
  • физиологические исследования (МРТ и ПЭТ головного мозга, ЭЭГ и другие методики).

Проводится также оценка психического состояния ребенка, изучается языковая среда, его образ жизни, привычки, особенности отношений внутри семьи и со сверстниками.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Коррекция брадилалии

Терапия речевых нарушений должна носить комплексный характер. В отношении брадилалии специалисты используют сочетание медикаментозных, психологических методик и логопедических, педагогических занятий.

К медицинской поддержке относятся:

  • лекарственные препараты, воздействующие на ЦНС;
  • физиотерапевтические способы;
  • лечебная физкультура;
  • массажные техники.

Социально-психологическая и логопедическая терапия включает:

  • логопедический массаж;
  • логоритмические уроки;
  • занятия, направленные на ускорение речи с помощью речевого материала (скороговорок, потешек, стихотворений, рифмованных загадок, чтения вслух по ролям).

Педагоги и логопеды-дефектологи проводят специальные занятия, целью которых является ускорение темпов осмысленного формирования и воспроизведения слогов, слов и полноценных фраз. Для этого они используют метод «дирижирования», когда ребенку помогают поддерживать определенную скорость речи с помощью хлопков, взмахов рук и других ритмичных сигналов.

Дополнительно специалисты могут подобрать для детей с брадилалией интересные занятия, способствующие развитию общей и мелкой моторики, координации, пространственному и образному мышлению. К ним относятся различные физические упражнения, спорт, ручной труд (лепка, рисование, вязание, плетение), игра на музыкальных инструментах и т.д.

Прогноз и профилактика

В целом, прогноз благоприятный, хотя многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его анамнеза, окружения, наличия системных патологий. При своевременном начале терапии брадилалия полностью поддается коррекции. Главные условия для успешного результата – систематичность занятий и домашний контроль со стороны взрослых. В среднем, длительность лечения составляет от 6 до 12 месяцев, но даже при отличных показателях в дальнейшем понадобится регулярно проводить логопедические уроки, при этом ребенок должен будет научиться самостоятельно контролировать темпы речи до полной автоматизации.

Хотя специфических мер профилактики против брадилалии и других речевых нарушений не существует, врачи для снижения рисков развития патологий рекомендуют будущим и новоявленным родителям:

  • внимательно относиться к своему здоровью, особенно на этапах планирования беременности и вынашивания ребенка;
  • отказаться от употребления заведомо опасных веществ (никотина, алкоголя, наркотиков);
  • не принимать в порядке самолечения антибактериальные, гормональные и другие системные препараты;
  • пристальное внимание уделять безопасности новорожденного;
  • беречь детей от черепно-мозговых травм, ушибов, падений;
  • своевременно вакцинировать малышей от опасных инфекций (менингита, энцефалита);
  • адекватно воспитывать дошкольников, уделяя достаточно времени становлению правильной речи и развитию мелкой моторики;
  • не перегружать детей ответственными заданиями, большим объемом интеллектуальных задач в раннем возрасте;
  • поддерживать здоровый микроклимат внутри семьи;
  • контролировать общение ребенка со взрослыми, имеющими дефекты речи;
  • пресекать подражание людям, у которых есть какие-либо речевые нарушения (шепелявость, заикание, замедленный темп речи, привычка сюсюкать и проглатывать окончания).

При наличии у ребенка заболеваний центральной нервной системы, психических расстройств, общего недоразвития родителям необходимо действовать в тесном тандеме с врачами, логопедами и психологами, чтобы обеспечить малышу комплексную и адекватную помощь. Очень важно не игнорировать назначенное медикаментозное лечение, без которого, в случае серьезных патологий, логопедическая терапия будет бесполезна.

Узнать больше о брадилалии и методах ее коррекции у детей разного возраста, записаться на прием к профильному специалисту и получить грамотную помощь можно в детском отделении «СМ-Клиника».

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава