Асоциальное поведение у детей и подростков
Общая информация
Асоциальное поведение детей и подростков – неадекватные действия, которые противопоставляются фактически сложившимся или официально установленным в обществе ожиданиям и нормам. Сегодня оно стало одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем. Негативные поведенческие изменения обычно связаны с искажением качеств личности и нравственных представлений. Кроме этого, асоциальное поведение может быть следствием недостатков воспитания.
Классификация асоциального поведения
Психологи отмечают связь асоциального поведения детей и подростков с нарушениями взаимодействия личности с окружающей средой. Выделяют 4 категории пациентов.
- Первая включает дошкольников и школьников, у которых появление антиобщественных поступков связано с неверными формами воспитания и внешнего воздействия.
- Во вторую входят дети и подростки проблемой, сформировавшейся на фоне негативных индивидуальных особенностей. Чаще всего это отклонения в эмоционально-волевой сфере, а в некоторых случаях даже психопатии.
- Третья состоит из пациентов, имеющих серьезные пробелы в нравственном и моральном воспитании. В нее входят педагогически запущенные дошкольники и школьники, противообщественные действия которых связаны с попустительством взрослых.
- Четвертая включает подростков, имеющих трудности с воспитанием. Их асоциальное поведение связано с искаженными качествами личности и нравственными представлениями. Такие дети хорошо осознают, что их поведение, часто принимающее агрессивные, контролируемые формы, полностью противоречит общественным нормам, однако менять его не собираются.
К основным видам асоциального поведения дошкольников, школьников и подростков относятся:
- неодобряемое: периодические шалости и озорство;
- порицаемое: регулярно высказываемое взрослыми неодобрение;
- девиантное: намеренное совершение безнравственных, аморальных поступков, чаще всего проявляется агрессией, демонстрацией негатива к близкому окружению, может сопровождаться побегами из дома, бродяжничеством, попытками суицида;
- аддиктивное: действия, совершаемые в алкогольном или наркотическом опьянении;
- делинквентное: административно-деликтное, предпреступное;
- преступное: сознательное нарушение законодательства, уголовного кодекса.
Также психологи выделяют несколько форм асоциального поведения подростков.
Агрессивное
Эта форма поведения может наблюдаться у детей любых возрастов, как у дошкольников, так и у подростков. Чаще всего возникает на фоне трудностей социального и личностного характера. К проявлениям агрессии относятся:
- угрозы;
- шлепки, щипки, удары;
- распространение нелицеприятных слухов;
- коллективные бойкоты;
- безжалостные розыгрыши;
- насмешки.
Зависимое
У детей существует большое количество аддикций. Специалисты их подразделяют на 3 основных вида:
- химические: никотин, алкоголь, наркотики;
- процессорные (компьютерные): игра, интернет;
- пищевые: булимия и нервная анорексия.
На процесс формирования зависимости влияет большое количество факторов:
- заниженная самооценка;
- плохие отношения с ровесниками;
- семейные раздоры и пр.
Рискованное
Причинами появления рискованного поведения обычно становятся возрастные и личные особенности психики, внутрисемейные конфликты, желание выделится и, кроме этого, отсутствие эффективной досуговой системы. К этой группе относят:
- зацепинг: проезд на автосцепках, крышах вагона;
- диггерство: изучение подземных систем: тоннелей, канализаций, катакомб и пр.;
- руфинг: передвижение по самым высоким точкам зданий;
- смертельный хайп: угрожающее жизни селфи с направленным на себя оружием или на краю крыши многоэтажки;
- сталкерство или сталкеринг: обследование недостроенных или заброшенных помещений и построек.
Суицидальное
Эта поведенческая форма вызывает наибольшие опасения. Самой уязвимой в этом отношении группой считаются молодые люди в возрасте 14-18 лет. Причинами склонности к самоповреждению или самоубийству могут быть:
- неразделенная любовь;
- ситуации, тяжело переживаемые подростком;
- травля в учебном заведении;
- внутрисемейные конфликты;
- случай самоубийства среди кумиров, например, суицид, совершенный одним из членов любимой группы.
Все эти формы асоциального поведения являются криком подростка о помощи. Они должны показать родителям, что подрастающий член семьи не способен самостоятельно справиться с происходящим внутри него.
У дошкольников обычно встречаются такие формы асоциального поведения, как:
- физическая агрессия;
- нецензурные ругательства и сквернословие;
- воровство;
- ложь.
На основе выделяемых видов и форм отклоняющихся от нормы действий и поступков, детские психологи и психотерапевты подбирают юному пациенту наиболее подходящую тактику психокоррекции.
Симптомы
Особенностью антисоциального поведения ребенка является отсутствие явно выраженных стадий развития патологий психики и сопутствующей ей симптоматики.
К основным признакам, указывающим на асоциального ребенка, относятся:
- длительное отсутствие дома без предупреждения взрослых;
- дерзость или грубость по отношению к близким;
- частая ложь;
- появление зависимости от наркотиков или спиртного;
- требование у родителей или родственников денег;
- полное прекращение общения с близкими;
- прогулы в учебном заведении;
- отставание от школьной программы и пр.
Нужно отметить, что одним из признаков асоциального поведения являются и необычные способности. Но гениальность юных членов становится патологическим признаком только если ребенок понимает свою одаренность, попадает в школе в разряд трудных подростков и не получает поддержки близких. Совокупность этих факторов провоцирует большое количество эмоциональных проблем и в конечном итоге приводит к поведенческим отклонениям.
Возможные причины асоциального поведения подростков
Точные причины поведенческих расстройств неизвестны. Отклонения в поступках и действиях несовершеннолетних членов общества предположительно возникают при комплексном воздействии нескольких условий:
- наследственности;
- особенностей характера;
- негативной обстановки взросления.
К факторам риска, провоцирующим возникновение и ускоряющим развитие асоциальных отклонений в поведении, относят:
- умственную отсталость;
- когнитивные нарушения: задержка речи, недостаток интеллектуального потенциала, трудности с обучением;
- социальные факторы: друзья, учебное заведение, семья;
- биологические факторы: темперамент, возрастные особенности и пр.;
- медицинские нюансы: прием наркотиков или алкоголя беременной женщиной, перинатальные стрессы, эмоциональные потрясения, перенесенные плодом и пр.
Чаще всего развитию такого отклонения подвержены мальчики.
Диагностика
Отклонения психики невозможно диагностировать с помощью инструментальных или лабораторных исследований. Для постановки диагноза применяют ряд психологических и клинических обследований. В первую очередь используются наблюдение и беседа, цель которой заключается в установлении ряда факторов (привычек ребенка, отношений внутри семьи, условий проживания) и оценка ряда параметров:
- общего состояния;
- эмоциональных особенностей;
- ответных поведенческих реакций.
В связи с тем, что у подростков, имеющих асоциальные отклонения в поведении, очень часто сильно занижена или полностью отсутствует самокритика, на следующем диагностическом этапе проводят опрос родителей, близких родственников, по возможности собирают жалобы окружающих. Особую важность в постановке диагноза занимают личностные опросники и психологические тесты. С их помощью специалист устанавливает характерологические черты и особенности личности юного пациента.
Кроме этого, психиатр собирает дополнительные сведения, необходимые для формирования полной клинической картины. В их перечень входят:
- выписки из амбулаторной карты заключений педиатра, детского невролога и других специалистов узкого профиля;
- характеристики из детской комнаты милиции и школы.
Эти сведения дополняют информацию, полученную при проведении психодиагностического исследования, и позволяют поставить правильный диагноз.
Лечение
Ни одна из методик коррекции асоциального поведения не может считаться на 100% эффективной. Основная причина кроется в наличии у большинства юных пациентов не одного, а нескольких вариантов отклоняющегося поведения, например, побеги из дома, воровство, лживость. Лечение требует комплексного подхода и должно включать:
- психологическую коррекцию для развития функций мышления и внимания, а также стабилизации эмоционального состояния;
- психотерапевтическую помощь, направленную на обучение подростка поведенческим методикам саморегуляции;
- медикаментозную терапию, как дополнительный метод лечения, назначаемый юным пациентам, имеющим биологическую предрасположенность к девиациям, страдающим неврологическими патологиями или психотическими расстройствами.
Одновременно с психологической и фармакологической помощью проводят социально-педагогическую реабилитацию.
Экспертное мнение врача
Асоциальное поведение чаще всего наблюдается у детей пубертатного возраста, который в последние годы стал начинаться в 9, а не 12 лет. Это связано с началом личностной и психофизической перестройки, серьезно отражающихся на поведении и эмоциональном состоянии подростка. Родители в этот период часто отмечают, что их ребенок словно превратился в другого человека, стал проявлять непослушание, конфликтность и негативизм. У некоторых детей отмечается отход от моральных и социальных норм.
Если родители заметили, что с ребенком происходит что-то не то, он попал в плохую компанию, отбился от рук и стал совершать асоциальные поступки, ни в коем случае нельзя медлить. Нужно срочно обратиться за помощью к детскому психологу или психотерапевту. Важно быть готовыми к тому, что комплексная работа предстоит и взрослым, ведь поведение ребенка может быть следствием глубоких семейных проблем.
Профилактика асоциального поведения детей и подростков
Профилактические мероприятия сводятся, в основном, к раннему выявлению асоциальных признаков:
- аномалий внутрисемейных отношений;
- проблем с коллективом сверстников;
- хронической неуспеваемости.
Специалисты используют 3 уровня профилактики:
- личностный: работа с ребенком, в поведении которого появились асоциальные отклонения;
- семейный: психологическое воздействие на членов семьи для предупреждения некорректного воспитания или негативного влияния;
- социальный: изменение общественных норм, позволяющее осуществлять более результативную профилактическую работу.
Лучшая профилактика асоциального поведения – здоровая семейная атмосфера, ощущение подростком своей нужности, поддержка и помощь близких.
Вопрос-ответ
Кто лечит асоциальное поведение подростков?
Эта патология относится к медико-психологическим проблемам, поэтому ее лечением и коррекцией занимаются психиатры, реже психотерапевты и психологи.
Согласно наблюдениям, юноши больше девушек подвержены развитию отклонений в поведении.
в соответствии с рекомендациями Минздрава