Депрессия у детей

Лечением данного заболевания занимается психолог

Специалисты длительное время придерживались мнения, что у детей и подростков не может быть проявлений депрессии. Но примерно полвека назад эта точка зрения претерпела кардинальные изменения. Психиатры нашли неоспоримые доказательства, что развитию депрессивного расстройства может подвергнуться ребенок любого возраста, включая младенцев. Патологическое состояние играет существенную роль в структуре детских и подростковых нарушений психики.

В последнее время отмечается снижение возраста маленьких пациентов с депрессией и неуклонный рост заболеваемости. При отсутствии своевременно проведенной коррекции течение патологического процесса усугубляется, что сопровождается развитием серьезных осложнений. Достаточно часто отягощенная детская депрессия заканчивается суицидом. Именно поэтому особую важность приобретает своевременное распознавание признаков, указывающих на формирование у ребенка психического отклонения, и экстренное обращение за помощью.

Классификация детской и подростковой депрессии

Существует несколько вариаций классификации детской депрессии. В зависимости от характера течения выделяют 3 формы расстройства.

  • Адинамическая. Характеризуется скупостью мимики, заторможенностью, монотонностью движений, вялостью. Ребенок может часами апатично лежать на диване.
  • Анестетическая. Основной особенностью является внутренняя опустошенность, полное равнодушие. Чаще всего развивается у детей в пубертатном периоде.
  • Тревожная. Отличается наличием у ребенка повышенной плаксивости, необоснованных страхов, фобий, ночных кошмаров, нарушений сна, суетливости, двигательного возбуждения.

Для подростков характерны 4 типа депрессии.

  • Реактивный: доброкачественное расстройство, формирующееся после стресса, эмоционального потрясения.
  • Меланхолический: состояние потери интереса к жизни, угнетения, тоски, провоцирующих появление проблем с аппетитом и сном.
  • Дистимия: длительное расстройство психики, способное сохраняться годами. Ребенку сложно сконцентрироваться на выполнении определенной задачи, он выглядит одиноким и ведет себя пассивно.
  • Большое депрессивное расстройство: имеет затяжное течение, от полугода до 9 месяцев. Все это время ребенок ничем не интересуется, раздражен, постоянно находится в подавленном состоянии. Часто присутствуют мысли о суициде и попытки свести счеты с жизнью.

Депрессия, возникшая в подростковом возрасте, подразделяется на 3 степени тяжести.

  1. Легкая. Симптоматика чаще всего бывает скрытой или слабо выраженной. Если обратиться к врачу на этой стадии, достаточно будет только проведения психологической коррекции.
  2. Средняя степень тяжести. Симптомы усиливаются, подросток «уходит в себя», постоянно прокручивает в голове негативные мысли. Дополнительно появляются выраженные соматические нарушения, например, беспричинные боли. Ребенок становится замкнутым, агрессивным, его часто посещают мысли о смерти, отмечается появление суицидальных наклонностей.
  3. Тяжелая форма депрессивного расстройства. Запущенная стадия, на которой могут развиваться серьезные осложнения. Подростки часто пытаются покончить с собой, и нередко им это удается. Комплексное лечение на этом этапе проводится только в условиях стационара.

Выделяют также анаклитическую депрессию, развивающуюся у детей до полугода в случае потери матери, постоянно находившейся рядом.

Еще один вид расстройства, способного развиться у ребенка любого возраста, это сезонная депрессия, чаще всего возникающая зимой-осенью, а в летние месяцы появляющаяся крайне редко.

Симптомы депрессии у детей

Эмоции ребенка, подвергнувшегося развитию депрессии, отличают страхи одиночества и темноты, высокая степень тревожности. Дети младенческого возраста проявляют свои негативные ощущения паникой, криком, плачем. Депрессивное состояние у малышей обычно возникает в ситуациях, когда рядом нет мамы, и им приходится общаться с незнакомыми людьми, или они попадают в непривычную обстановку.

В дошкольном возрасте проявлениями депрессии являются:

  • потеря интереса к любимым занятиям и играм;
  • недостаток энергии;
  • сниженный тонус;
  • нарушенная двигательная активность;
  • избегание контактов со сверстниками и взрослыми;
  • стремление к одиночеству;
  • шаркающая походка;
  • приглушенный голос;
  • практически полное отсутствие мимики и жестикуляций.

Ребенок может испытывать сложности при адаптации к детскому саду, подвергаться паническим атакам, приступам различных фобий. Дополнительно появляется ряд соматических признаков: головные боли, расстройство желудка и пр.

Для детей младшего и среднего школьного возраста, страдающих депрессией, характерно появление поведенческих изменений:

  • безразличие;
  • замкнутость;
  • потеря интереса к общению;
  • отказ от активных/пассивных игр.

Ребенок часто жалуется на скуку, плачет, озлоблен, угрюм. Подобное состояние, свидетельствующее о снижении интереса к жизни, явно указывает на развитие отклонение.

Проявления депрессии у детей подросткового возраста чаще обнаруживаются в 13-19 лет, самый уязвимый и трудный период взросления. Расстройство имеет ряд характерных особенностей и протекает совсем не так, как у взрослых. Очень часто депрессивное состояние бывает «замаскированным», то есть преобладают вегетативные или соматические признаки, а психологическая симптоматика остается в тени.

При большом депрессивном расстройстве у детей пубертатного возраста часто возникает необоснованное чувство вины, они чувствуют себя никудышными, думают о смерти. Коммуникативные навыки ухудшаются, появляются проблемы в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. У детей, находящихся в таком состоянии, значительно возрастают риски развития зависимости от спиртного или наркотиков.

Причины детской депрессии

Вопрос о том, почему в детском возрасте развиваются депрессивные расстройства, до сих пор остается спорным. Депрессия носит многофакторный характер. За ее развитие могут отвечать как внешние факторы, так и внутренние причины. Чаще всего расстройство возникает на фоне генетической предрасположенности при наличии у ребенка определенных неврологических и биохимических особенностей.

Основными факторами риска являются:

  • психологические травмы;
  • длительный или острый стресс;
  • насмешки или угрозы сверстников;
  • тяжелые заболевания.

Факторы, провоцирующие развитие депрессивного состояния, различаются в зависимости от возраста.

  • У детей до трех лет появление признаков расстройства специалисты связывают с повреждением нейронов и нарушением функционирования ЦНС (центральной нервной системы). Негативную роль может сыграть длительное отсутствие родителей, неблагополучная обстановка в семье и пр.
  • В дошкольном возрасте депрессивное состояние возникает вследствие тотального контроля или полного отсутствия внимания родителей, их равнодушия, эмоционального или физического насилия, нарушенных семейных отношений.
  • У школьников на формирование депрессии влияют плохие отношения в школе или во дворе, повышенная учебная нагрузка.
  • Развитие депрессивного состояния у подростков становится следствием гормональных изменений, межличностных проблем, плохих отношений между родителями, негативной информации, полученной из интернета, тяжелых психологических ситуаций, переезда и пр.

Значительную роль в развитии депрессии у детей любого возраста играет потеря близкого. Смерть родственника, друга, способна вызвать депрессивное расстройство даже у взрослого, имеющего крепкую, стабильную психику, не говоря уже о ребенке.

Диагностика депрессии у детей

Предварительный диагноз врач ставит после беседы с юным пациентом или его родителями, изучения медицинских документов и сбора анамнеза. Далее к обследованию подключаются невролог, психотерапевт, нейропсихолог, психиатр и другие врачи узкого профиля.

Основным, полностью безопасным для детей, и имеющим достаточно высокую информативность методом подтверждения диагноза, является тест на депрессию. Он позволяет оценить состояние психики и уровень тревожности маленького пациента.

Чтобы исключить неврологическую основу патологического процесса, проводят инструментальную диагностику:

Дополнительно может быть назначено общее и биохимическое исследование крови. Оно проводится с целью выявления инфекционных процессов, анемии, патологий почек и печени, нарушений метаболизма.

У малышей младше трех лет депрессивное расстройство выявляют методом оценки факторов риска (наследственности, пери- и постнатальных поражений мозга, ЦНС).

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Экспертное мнение врача

В детстве и подростковом возрасте нормой считается появление капризов, чувства подавленности, возникновение негативных мыслей. Это непременная часть здорового развития, познания эмоций и обучения управлять ими. Но депрессия – не просто чувство подавленности, уныния или грусти. Это нечто большее. Сформировавшееся у ребенка депрессивное расстройство оказывает значительное влияние на его поведение, настроение, мышление. Опаснее всего, если патологическое состояние возникло в пубертатном возрасте. В этом случае кардинально повышаются риски появления пристрастия к психоактивным веществам, совершению насилия или самоубийства. Вероятность депрессии выше у ребенка, имеющего серьезную хроническую патологию, или инвалида с ограниченными возможностями. В любом случае, при появлении признаков расстройства необходимо обратиться за консультацией к педиатру. А в тех случаях, когда потерявшие интерес к окружающему дети начинают вести разговоры о смерти, помощь специалиста нужна немедленно.

Грязнова Наталья Анатольевна
Детский физиотерапевт, детский психотерапевт

Лечение депрессии у детей

Избавление малышей и подростков от депрессивного состояния – достаточно сложный процесс. Негативные чувства юного пациента (безнадежность, усталость, подавленность) мешают ребенку говорить о своей проблеме и просить о помощи.

Курс лечения, направленный на устранение причин, спровоцировавших депрессивное расстройство, и купирования его психических и соматических проявлений, должен быть комплексным. При его назначении специалист обязательно учитывает возраст ребенка и его индивидуальные особенности.

Основным методом коррекции депрессии у детей является психотерапия. Она становится актуальной после трех лет, а максимальное терапевтическое значение приобретает в подростковом возрасте. Очень важный момент в лечении детей, страдающих депрессивным расстройством – это помощь родителей. Лучший вариант взаимодействия – семейная психотерапия.

Дополнительно для лечения детской и подростковой депрессии обычно применяют:

  • индивидуально назначенные лекарственные средства;
  • физиотерапию;
  • рефлексотерапию;
  • лечебный массаж.

Обязательно проводится одновременное лечение сопутствующих хронических заболеваний, инфекционных процессов и пр.

Профилактика

Специфические профилактические мероприятия, предотвращающие развитие у ребенка депрессивного расстройства, не разработаны. Для снижения рисков рекомендуется нормализовать психологический климат в семье, исключить применение силы и морального давления в воспитательных целях, больше общаться с юным членом семьи, стараться принимать участие во всех интересующих его делах и мероприятиях.

Вопросы и ответы

Что делать, если ребенок впал в депрессию?

При появлении подозрения на развитие у юного члена семьи депрессивного состояния следует срочно показать его педиатру или детскому психологу.

Что такое клиническая депрессия у ребенка?

Клиническим называется первично возникшее депрессивное состояние, не связанное с соматическими патологиями или расстройствами психики.

Можно ли дома сделать ребенку тест на депрессию ребенку?

Да. В случае появления подозрений на развитие у юного члена семьи депрессивного состояния, его можно проверить по опросникам Бека, Жмурова, М. Ковач. Тесты есть в свободном доступе в интернете.

Источники

Киселева Мария Георгиевна Депрессия у детей младенческого и раннего возраста // Национальный психологический журнал. 2017. №4 (28).

Асташенко А. П. Тревога и депрессия у детей с соматическими заболеваниями // БМИК. 2014. №5.

Фомушкина М. Г. Эндогенные депрессии у детей // Тюменский медицинский журнал. 2010. №1.

Шевцов Сергей Александрович Восстановительное лечение непсихотической депрессии у детей и подростков // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. №4.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава