Асоциальное поведение у детей и подростков

Лечением данного заболевания занимается психолог

Общая информация

Асоциальное поведение детей и подростков – неадекватные действия, которые противопоставляются фактически сложившимся или официально установленным в обществе ожиданиям и нормам. Сегодня оно стало одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем. Негативные поведенческие изменения обычно связаны с искажением качеств личности и нравственных представлений. Кроме этого, асоциальное поведение может быть следствием недостатков воспитания.

Классификация асоциального поведения

Психологи отмечают связь асоциального поведения детей и подростков с нарушениями взаимодействия личности с окружающей средой. Выделяют 4 категории пациентов.

  • Первая включает дошкольников и школьников, у которых появление антиобщественных поступков связано с неверными формами воспитания и внешнего воздействия.
  • Во вторую входят дети и подростки проблемой, сформировавшейся на фоне негативных индивидуальных особенностей. Чаще всего это отклонения в эмоционально-волевой сфере, а в некоторых случаях даже психопатии.
  • Третья состоит из пациентов, имеющих серьезные пробелы в нравственном и моральном воспитании. В нее входят педагогически запущенные дошкольники и школьники, противообщественные действия которых связаны с попустительством взрослых.
  • Четвертая включает подростков, имеющих трудности с воспитанием. Их асоциальное поведение связано с искаженными качествами личности и нравственными представлениями. Такие дети хорошо осознают, что их поведение, часто принимающее агрессивные, контролируемые формы, полностью противоречит общественным нормам, однако менять его не собираются.

К основным видам асоциального поведения дошкольников, школьников и подростков относятся:

  • неодобряемое: периодические шалости и озорство;
  • порицаемое: регулярно высказываемое взрослыми неодобрение;
  • девиантное: намеренное совершение безнравственных, аморальных поступков, чаще всего проявляется агрессией, демонстрацией негатива к близкому окружению, может сопровождаться побегами из дома, бродяжничеством, попытками суицида;
  • аддиктивное: действия, совершаемые в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • делинквентное: административно-деликтное, предпреступное;
  • преступное: сознательное нарушение законодательства, уголовного кодекса.

Также психологи выделяют несколько форм асоциального поведения подростков.

Агрессивное

Эта форма поведения может наблюдаться у детей любых возрастов, как у дошкольников, так и у подростков. Чаще всего возникает на фоне трудностей социального и личностного характера. К проявлениям агрессии относятся:

  • угрозы;
  • шлепки, щипки, удары;
  • распространение нелицеприятных слухов;
  • коллективные бойкоты;
  • безжалостные розыгрыши;
  • насмешки.

Зависимое

У детей существует большое количество аддикций. Специалисты их подразделяют на 3 основных вида:

  • химические: никотин, алкоголь, наркотики;
  • процессорные (компьютерные): игра, интернет;
  • пищевые: булимия и нервная анорексия.

На процесс формирования зависимости влияет большое количество факторов:

  • заниженная самооценка;
  • плохие отношения с ровесниками;
  • семейные раздоры и пр.

Рискованное

Причинами появления рискованного поведения обычно становятся возрастные и личные особенности психики, внутрисемейные конфликты, желание выделится и, кроме этого, отсутствие эффективной досуговой системы. К этой группе относят:

  • зацепинг: проезд на автосцепках, крышах вагона;
  • диггерство: изучение подземных систем: тоннелей, канализаций, катакомб и пр.;
  • руфинг: передвижение по самым высоким точкам зданий;
  • смертельный хайп: угрожающее жизни селфи с направленным на себя оружием или на краю крыши многоэтажки;
  • сталкерство или сталкеринг: обследование недостроенных или заброшенных помещений и построек.

Суицидальное

Эта поведенческая форма вызывает наибольшие опасения. Самой уязвимой в этом отношении группой считаются молодые люди в возрасте 14-18 лет. Причинами склонности к самоповреждению или самоубийству могут быть:

  • неразделенная любовь;
  • ситуации, тяжело переживаемые подростком;
  • травля в учебном заведении;
  • внутрисемейные конфликты;
  • случай самоубийства среди кумиров, например, суицид, совершенный одним из членов любимой группы.

Все эти формы асоциального поведения являются криком подростка о помощи. Они должны показать родителям, что подрастающий член семьи не способен самостоятельно справиться с происходящим внутри него.

У дошкольников обычно встречаются такие формы асоциального поведения, как:

  • физическая агрессия;
  • нецензурные ругательства и сквернословие;
  • воровство;
  • ложь.

На основе выделяемых видов и форм отклоняющихся от нормы действий и поступков, детские психологи и психотерапевты подбирают юному пациенту наиболее подходящую тактику психокоррекции.


Симптомы

Особенностью антисоциального поведения ребенка является отсутствие явно выраженных стадий развития патологий психики и сопутствующей ей симптоматики.

К основным признакам, указывающим на асоциального ребенка, относятся:

  • длительное отсутствие дома без предупреждения взрослых;
  • дерзость или грубость по отношению к близким;
  • частая ложь;
  • появление зависимости от наркотиков или спиртного;
  • требование у родителей или родственников денег;
  • полное прекращение общения с близкими;
  • прогулы в учебном заведении;
  • отставание от школьной программы и пр.

Нужно отметить, что одним из признаков асоциального поведения являются и необычные способности. Но гениальность юных членов становится патологическим признаком только если ребенок понимает свою одаренность, попадает в школе в разряд трудных подростков и не получает поддержки близких. Совокупность этих факторов провоцирует большое количество эмоциональных проблем и в конечном итоге приводит к поведенческим отклонениям.

Возможные причины асоциального поведения подростков

Точные причины поведенческих расстройств неизвестны. Отклонения в поступках и действиях несовершеннолетних членов общества предположительно возникают при комплексном воздействии нескольких условий:

  • наследственности;
  • особенностей характера;
  • негативной обстановки взросления.

К факторам риска, провоцирующим возникновение и ускоряющим развитие асоциальных отклонений в поведении, относят:

  • умственную отсталость;
  • когнитивные нарушения: задержка речи, недостаток интеллектуального потенциала, трудности с обучением;
  • социальные факторы: друзья, учебное заведение, семья;
  • биологические факторы: темперамент, возрастные особенности и пр.;
  • медицинские нюансы: прием наркотиков или алкоголя беременной женщиной, перинатальные стрессы, эмоциональные потрясения, перенесенные плодом и пр.

Чаще всего развитию такого отклонения подвержены мальчики.

Диагностика

Отклонения психики невозможно диагностировать с помощью инструментальных или лабораторных исследований. Для постановки диагноза применяют ряд психологических и клинических обследований. В первую очередь используются наблюдение и беседа, цель которой заключается в установлении ряда факторов (привычек ребенка, отношений внутри семьи, условий проживания) и оценка ряда параметров:

  • общего состояния;
  • эмоциональных особенностей;
  • ответных поведенческих реакций.

В связи с тем, что у подростков, имеющих асоциальные отклонения в поведении, очень часто сильно занижена или полностью отсутствует самокритика, на следующем диагностическом этапе проводят опрос родителей, близких родственников, по возможности собирают жалобы окружающих. Особую важность в постановке диагноза занимают личностные опросники и психологические тесты. С их помощью специалист устанавливает характерологические черты и особенности личности юного пациента.

Кроме этого, психиатр собирает дополнительные сведения, необходимые для формирования полной клинической картины. В их перечень входят:

  • выписки из амбулаторной карты заключений педиатра, детского невролога и других специалистов узкого профиля;
  • характеристики из детской комнаты милиции и школы.

Эти сведения дополняют информацию, полученную при проведении психодиагностического исследования, и позволяют поставить правильный диагноз.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Лечение

Ни одна из методик коррекции асоциального поведения не может считаться на 100% эффективной. Основная причина кроется в наличии у большинства юных пациентов не одного, а нескольких вариантов отклоняющегося поведения, например, побеги из дома, воровство, лживость. Лечение требует комплексного подхода и должно включать:

  • психологическую коррекцию для развития функций мышления и внимания, а также стабилизации эмоционального состояния;
  • психотерапевтическую помощь, направленную на обучение подростка поведенческим методикам саморегуляции;
  • медикаментозную терапию, как дополнительный метод лечения, назначаемый юным пациентам, имеющим биологическую предрасположенность к девиациям, страдающим неврологическими патологиями или психотическими расстройствами.

Одновременно с психологической и фармакологической помощью проводят социально-педагогическую реабилитацию.

Экспертное мнение врача

Асоциальное поведение чаще всего наблюдается у детей пубертатного возраста, который в последние годы стал начинаться в 9, а не 12 лет. Это связано с началом личностной и психофизической перестройки, серьезно отражающихся на поведении и эмоциональном состоянии подростка. Родители в этот период часто отмечают, что их ребенок словно превратился в другого человека, стал проявлять непослушание, конфликтность и негативизм. У некоторых детей отмечается отход от моральных и социальных норм.

Если родители заметили, что с ребенком происходит что-то не то, он попал в плохую компанию, отбился от рук и стал совершать асоциальные поступки, ни в коем случае нельзя медлить. Нужно срочно обратиться за помощью к детскому психологу или психотерапевту. Важно быть готовыми к тому, что комплексная работа предстоит и взрослым, ведь поведение ребенка может быть следствием глубоких семейных проблем.

Щеблыкин-Монастырёв Аркадий Дмитриевич
Детский психотерапевт

Профилактика асоциального поведения детей и подростков

Профилактические мероприятия сводятся, в основном, к раннему выявлению асоциальных признаков:

  • аномалий внутрисемейных отношений;
  • проблем с коллективом сверстников;
  • хронической неуспеваемости.

Специалисты используют 3 уровня профилактики:

  • личностный: работа с ребенком, в поведении которого появились асоциальные отклонения;
  • семейный: психологическое воздействие на членов семьи для предупреждения некорректного воспитания или негативного влияния;
  • социальный: изменение общественных норм, позволяющее осуществлять более результативную профилактическую работу.

Лучшая профилактика асоциального поведения – здоровая семейная атмосфера, ощущение подростком своей нужности, поддержка и помощь близких.

Вопрос-ответ

Кто лечит асоциальное поведение подростков?

Эта патология относится к медико-психологическим проблемам, поэтому ее лечением и коррекцией занимаются психиатры, реже психотерапевты и психологи.

Кто больше подвержен асоциальному поведению: молодые люди или девушки?

Согласно наблюдениям, юноши больше девушек подвержены развитию отклонений в поведении.

Источники

Кривых Сергей Викторович, Лу Жифен Асоциальное поведение детей // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. №4.

Реан Артур Александрович Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. №1.

Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ // Ped.Rev.. 2020. №2 (30).

Реан Артур Александрович Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования // Российский психологический журнал. 2005. №3.

А.А. Сафонов НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА // МНКО. 2020. №6 (85).

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава