Диспансеризация детей – плановые профилактические осмотры

Диспансеризация – это комплексное профилактическое обследование, которое проводится по определенным принципам в различных возрастных группах.
Порядок прохождения медицинских осмотров определен в Приказе Минздрава России № 514Н от 10.2017 года.
Что входит в диспансеризацию детей
Основными задачами программы являются:
- своевременное обнаружение врожденных пороков и аномалий;
- ранняя диагностика заболеваний;
- общая оценка психофизического развития;
- обнаружение возможной предрасположенности;
- профилактика заболеваний.
В ходе обследования детей осматривают узкие специалисты: хирург, невролог, психиатр, окулист офтальмолог, отоларинголог и другие доктора. Берутся общие анализы и выполняется диагностика с помощью инструментальных методов. В обязательном порядке диспансеризация детей проходит до года. В дальнейшем предстоит повторное обследование на разных этапах взросления.
После 14-летия и до наступления совершеннолетия ребенок должен проходить диспансеризацию ежегодно.
Как составляются программы обследования
На каждом этапе взросления детей осматривают разные специалисты, анализы и инструментальные методы исследования тоже меняются в зависимости от возраста ребенка. Разрабатывая схему диспансеризации, учитывается статистика заболеваний, изменение ключевых показателей в лабораторных анализах в зависимости от стадии развития детского организма и другие параметры, позволяющие отсечь нецелесообразные процедуры. Основной упор делается на те исследования, которые с наибольшей вероятностью выявят возможные отклонения в развитии.
Общими принципами диспансеризации здоровых и больных детей являются:
- учет возраста;
- наличие хронических и острых заболеваний;
- особенности развития малыша;
- изменение социальной группы.
Самая обширная программа плановой диспансеризации детей проводится в 6 лет, за год до поступления в школу, что позволяет при необходимости провести профилактические и реабилитационные мероприятия до начала обучения в школе.
Особенности осмотров в разном возрасте
В план диспансеризации включены стандартные диагностические процедуры и профилактические консультации узких специалистов. При выявлении у малышей каких-либо отклонений в развитии или заболеваний схема обследования может быть дополнительно расширена.
Обследование малышей от рождения до года
Начиная с самого рождения младенца ежемесячно должен осматривать педиатр. В перечень обследований, которые должен пройти малыш до 12 месяцев, входят:
- ультразвуковое исследование органов брюшной полости (печени, селезенки, поджелудочной железы), почек и тазобедренных суставов;
- нейросонография – ультразвуковое исследование, позволяющее выявить отклонения в формировании головного мозга;
- аудиологический скрининг для выявления снижения слуха;
- электрокардиография;
- эхокардиография – ультразвуковое исследование сердца для выявления врожденных пороков;
- лабораторное обследование - анализы мочи и крови.
Профилактический осмотр проводят:
- невролог;
- хирург;
- ортопед;
- офтальмолог;
- отоларинголог;
- стоматолог.
Профосмотры детей от 1 до 4 лет

На этом этапе взросления малыша в схему обследования добавляются новые доктора. Дети дошкольного возраста проходят диспансеризацию как в детском саду, так и самостоятельно, если не посещают дошкольные учреждения.
Дошкольников регулярно осматривают:
- педиатр;
- стоматолог;
- невролог;
- хирург;
- офтальмолог;
- отоларинголог.
В 3 года мальчиков дополнительно проверяет уролог-андролог, а девочек – детский гинеколог.
Обследование детей в возрасте 5–7 лет

В этот период оценка развития и здоровья дошкольников играет важную роль в подготовке к поступлению в образовательные учреждения. К регулярным встречам с педиатром, неврологом и докторами других специальностей добавляются консультации логопеда, психиатра, эндокринолога.
Работа логопеда с дошкольниками нацелена:
- на диагностику нарушений развития речевых навыков и дефектов произношения;
- на выявление склонности к расстройствам, которые помешают в будущем малышу осваивать чтение и развивать письмо;
- на поиск действенных способов устранения выявленных отклонений.
Своевременная диагностика речевых нарушений позволяет врачам и родителям начать терапию еще до поступления в первый класс, что улучшит адаптацию малыша в детском коллективе и снизит вероятность проблем с обучением.
Осмотр ортодонта направлен на выявление и устранение возможных аномалий развития челюстей и зубов. Многие малыши страдают от неправильного прикуса, который провоцирует не только физические недостатки, но и психологические проблемы. Неровные зубы, дефект произношения зачастую становятся объектом насмешек, что делает дошкольника замкнутым, малообщительным, вызывает постоянный стресс и снижает работоспособность.
Обследование детей школьного возраста
Обучение в школе и всевозможные дополнительные занятия, секции, кружки оказывают огромное влияние на психофизическое развитие детей. Школьники растут, переживают половое и гормональное созревание, их тело видоизменяется, а нагрузки увеличиваются. Все это может привести к нарушению зрения и слуха, патологиям ЖКТ, сердечно-сосудистой и половой системы. Диспансеризация школьников помогает выявлять заболевания на ранних стадиях и вовремя устранять проблемы.
Стандартная схема обследования расширяется, в нее дополнительно входят:
- консультации гинеколога и уролога;
- ЭКГ и УЗИ брюшной полости, почек;
- общий анализ мочи;
- общий анализ крови.
В зависимости от особенностей здоровья и развития детей в список диагностических процедур могут входить узкоспециальные лабораторные и инструментальные методики. Педиатр при необходимости направляет школьников на стационарное обследование и лечение.
Обязательно ли ребенку проходить диспансеризацию
Профилактические обследования будут эффективным только в том случае, когда дети регулярно общаются с врачами. Родители должны понимать, что систематическое наблюдение не только позволяет своевременно находить заболевания и отклонения, но и приучает ребенка следить за своим здоровьем.
Важный момент: без прохождения диспансеризации малышей не примут в дошкольные и школьные учреждения, откажут в посещении спортивных секций, развивающих кружков.
